новость

Частные перевозчики Красноярска требуют уравниловки

Коммерческие перевозчики предприняли попытку убедить власти создать на рынке одинаковые условия работы на городских маршрутках. Просьбы бизнесменов заключаются не только в том, чтобы чиновники повысили тарифы: они хотят, чтобы власть перестала давать деньги муниципальным предприятиям. Бюджетные дотации, по мнению предпринимателей, ставят игроков рынка городских перевозок в неравное положение.

КрасТрансп
Деньги из бюджета муниципальные предприятия получают за обслуживание маршрутов с низким пассажиропотоком

Все свои претензии частные автопредприятия высказали в обращении губернатору края, главе города, депутатам Заксобрания и Горсовета Красноярска. В письме перевозчики жалуются на недофинансирование отрасли, которое напрямую связано с «заниженным» тарифом и неполным объёмом компенсаций за перевозку льготных пассажиров.

Однако особенно бизнесменов огорчает тот факт, что якобы в последние несколько лет «пред­приятия частной формы собственности находятся в гораздо более тяже­лых экономических условиях по сравнению с муници­пальными предприятиями». И в этом бизнесмены винят прежде всего тех, кому, в общем-то, и адресовали своё письмо.

«Четыре из существующих на сегодняшний день муниципальных предприятий города Красноярска, включая предприятие электротранспорта, ежегодно получают более 350 млн руб. дотаций, что составляет в пересчете на одну единицу выпускаемого подвижного состава 1 млн руб. в год, или 4,5 рубля на каждую поездку сверх утвержденного тарифа в 13 руб.», — говорится в обращении перевозчиков.

Деньги из бюджета муниципальные предприятия получают за обслуживание маршрутов с низким пассажиропотоком. В городе существует порядка 30 таких маршрутов. Для каждого из них администрация города ежеквартально утверждает норматив субсидирования, который составляет от 9 до 25 руб. в зависимости от пассажиропотока. Чтобы попасть на такой маршрут, а следовательно, стать получателем дотаций, необходимо участвовать в открытом конкурсе.

К примеру, последние торги этого года состоялись в конце августа. По трём лотам победителями стали муниципальные предприятия, один лот, который заключается в обслуживании низкорентабельного маршрута № 38, достался частнику — Александру Кнапнугелю. Перевозчики утверждают, что обойти муниципалов по остальным лотам просто невозможно.

«Предприятия теоретически могут участвовать в этих конкурсах, но на практике это бесполезно, — пояснил ДЕЛА.ru Виктор Сидоров, заместитель председателя Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков, руководитель ООО „Автобаза „ТУРИСТ““ и ООО „СКАД“. — Большинство наших перевозчиков имеют ограниченное количество машин — в среднем 10-15 единиц. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно как минимум 40-50 автобусов, да и по географии маршруты распределены под муниципальные предприятия».

Свои убытки коммерсанты списывают на транспортную реформу, которую осуществила мэрия в 2008 г. Бизнесмены утверждают, что это был завуалированный передел рынка, в результате которого оказались «подчищены маршруты-конкуренты».

«Главный конкурент муниципального маршрута № 19, маршрут № 8, обслуживаемый частником, поменял схему движения с пр. им. газ. „Красноярский рабочий“ на ул. Кутузова, — пишут представители ассоциации перевозчиков. — Часть маршрутов с низкой рентабельностью попали в руки частников взамен маршрутов высокорентабельных».

При этом коммерсантов смущает то обстоятельство, что, по их мнению, сумма дотационных отчислений из бюджета Красноярска в адрес муниципальных предприятий никак не соотносится с их затратами на обслуживание маршрутов с низкой интенсивностью пассажиропотока.

Нынешний же тариф на проезд частники считают дискриминационным, потому что его подтверждают «затратами муниципальных предприятий». Коммерсанты высказывают мнение, что из-за злополучных дотаций «частные предприятия за провоз одного платного пассажира получают 13 руб., а муниципальные предприятия — 20,5 руб.».

Такую разницу в тарифе перевозчики объясняют тем, что муниципальные предприятия фактически не несут на своих плечах расходы на амортизацию основных фондов — здания, сооружения, транспортные средства, — которая должна составлять в тарифе, как минимум, 3 руб.

По мнению предпринимателей, минимальная стоимость проезда должна равняться 15 руб. Нынешний тариф бизнесмены считают экономически необоснованным. Это обстоятельство уже вынуждает мелких перевозчиков, имеющих по 2-3 автобуса,уходить с рынка.

«Все эти предприятия потихоньку умирают, потому что просто не вытягивают, — рассказала ДЕЛА.ru руководитель ООО „КПАТП“ Татьяна Ильюшенко. — Крупный перевозчик сможет выжить за счёт количества автобусов, подобранного персонала, собственных ремонтных баз, покупки топлива оптом. Мелкие же вынуждены заправ­ляться по розничной цене, обращаться в другие организации, чтобы отремонтировать автопарк, и так далее. Поэтому медленно, но верно они умирают. На наших маршрутах (№ 63, 79) закончили свою работу уже два перевозчика, один из них — с 1 октября, а из тех, про кого мне известно, за последний год, наверное, ушли 4-5 перевозчиков».

По информации Сидорова, в целом за последние пять лет число игроков рынка пассажирских перевозок сократилось на треть, а новых предприятий не появилось.

«Последним, кто пытался зайти сюда, был доминирующий игрок на рынке перевозок Абакана — предприятие Семёнова, — добавил зампредседателя ассоциации пере­возчиков. — Этот перевозчик больше двух лет пытался наладить бизнес в Красноярске, расшириться, закрепиться, но кончилось всё тем, что он свернул здесь свою деятельность. Он не смог здесь работать».

Оставшиеся же на рынке компании выживают, как могут, утверждает Сидоров. Одни частники свои убытки покрывают кредитами, которые потом выплачивают за счёт других займов, другие экономят на текущих расходах.

Мун
Частники покрывают убытки кредитами и экономят на расходах

Впрочем, коммерсанты жалуются не только на отъём потенциальной выручки низким тарифом. По их словам, правительство края отказывается компенсировать им проезд пассажиров по социальной карте в полном объёме. При нынешней цене поездки в 13 руб. льготников маршрутки возят за 11,6 руб. Ежемесячную сумму недоплат частники оценивают в 8 млн руб. Кроме того, говорят предприниматели, эти компенсации им выдают с задержкой на два месяца — например, за провоз льготных пассажиров в сентябре бизнесмену заплатят в ноябре.

Тема убыточности красноярских перевозчиков регулярно поднимается в конце года (см. подр. «Красноярские маршрутчики разоряются»). Однако не всегда правительство края удовлетворяет запросы частников и идёт на повышение предельного тарифа. В послед­ний раз стоимость проезда в автобусах чиновники поднимали в 2010 г.: с 11 до 13 руб. Эксперты полагают, что в этом году власти вряд ли будут менять цену билета в городском транспорте из-за грядущих выборов.

© ДЕЛА.ru

 

ещё новости
 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»