Под Красноярском продолжается уникальная транспортная операция по перевозке сверхтяжелого груза на Ачинский НПЗ.
Накануне самоходная платформа с самой массивной частью оборудования пересекла первое водное препятствие на своем пути — реку Качу. Сейчас основной груз находится на стоянке в окрестностях поселка Творогово, а следующим этапом его перемещения станет выезд на федеральную трассу М-53.
Рекордный груз – установка для гидрокрекинга — продолжает свой путь по дорогам Красноярского края
Напомним, в рамках модернизации производства Ачинский нефтеперерабатывающий завод осуществляет доставку оборудования для установки гидрокрекинга: в перспективе это позволит выпускать продукцию по европейскому экологическому стандарту Евро-5.
«После пуска комплексов АНПЗ при том же объеме переработки нефти, около 7,5 млн тонн в год, сможет увеличить производство светлых нефтепродуктов — бензинов, дизельного топлива, авиатоплива — более чем на 2 млн тонн в год», — рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе предприятия.
Вчера платформа с реактором встретилась с первым природным препятствием — рекой Качей
В мире существует около 10 различных типов установок гидрокрекинга. Та, что привезена в Красноярск, работает в России только на Ярославском НПЗ.
Чтобы не подвергать риску существующий автомобильный мост через Качу,
платформу с грузом провели рядом с ним
Реакторы гидрокрекинга массой от 350 до 1300 тонн каждый (общий вес оборудования превышает 2,5 тыс. тонн) и длиной свыше 40 м были доставлены в Красноярск водным путем.
«Реакторы были изготовлены в Италии, из порта Мантова перевезены в Роттердам, оттуда — в Мурманск. Северным морским путем они доставлены до устья Енисея, а затем по Енисею — до временного причала в районе села Кубеково под Красноярском», — сообщили в пресс-службе завода.
Платформа с реактором спускается к временному переходу через реку у деревни Творогово
Сухопутная транспортировка была начата 27 августа (см. подр. «Фоторепортаж: Под Красноярском ночью начнется уникальная транспортная операция»).
Сейчас продолжается первый этап операции: он должен завершиться перемещением всех четырех реакторов в район поселка Творогово.
На сегодня там уже находится самый массивный из них: он установлен на специальных стойках. Самоходная модульная транспортная платформа COMETTO отправилась назад в район Кубеково, чтобы перевезти остальные три реактора. Для этого будет собран автопоезд длиной около 200 м.
Долина р. Кача в районе деревни Творогово на Глубоком обходе Красноярска
Доставкой сверхтяжелого груза занимается компания «Спецтяжавтотранс», которая в свое время транспортировала турбины на Саяно-Шушенскую ГЭС. В компании отмечают, что такой габаритный груз, как оборудование для гидрокрекинга, они перевозят впервые.
Поэтому совместно с Ачинским НПЗ «Спецтяжавтотранс» подал заявку в российское представительство Книги рекордов Гиннесса
на внесение транспортной операции в список рекордов как «Самую дальнюю автоперевозку (более 100 км) самого тяжелого предмета» — реактора гидрокрекинга весом 1297480 кг (нетто 1264400 кг) на расстояние 210 км. Кроме того, заявка подана и в Книгу рекордов России.
Над руслом Качи была выстроена временная переправа
Более чем 210 км до Ачинска самоходная платформа будет преодолевать в течение нескольких месяцев — средняя скорость ее движения составляет 1,5 км/ч.
Дальность маршрута — главная сложность всей операции, рассказали ДЕЛА.ru в «Спецавтотяжтрансе».
«По трассе следования придется преодолеть крутые подъемы и спуски (до 12%), 168 линий электропередач и 21 сложнейшее препятствие, связанное с особенностями рельефа и инфраструктуры, — рассказывает Сергей Тропин, председатель правления ГК «Спецтяжавтотранс».— По ходу движения оборудование должно пересечь 16 рек и ручьев шириной от 3 до 50 метров: Качу, Еловку, Черемшанку, Сухую, Листвянку, Малый и Большой Кемчуг, Татарку, Черную и другие».
Временную переправу через Качу после прохождения всех реакторов разберут
Также, по его словам, особую трудность будет представлять преодоление путепроводов через железную дорогу в районе Старцево и Транссибирскую магистраль в районе Шушково и Ачинска.
Проект перевозки рекордного груза готовился в течение шести месяцев. Специалисты транспортной компании исследовали дорожное полотно и откосы, мосты, состояние грунта вдоль трассы следования и многие другие параметры.
В проекте применено множество интересных решений. К примеру, идею переезда через реки подрядчик почерпнул в истории военной инженерии.
«Мы решили использовать опыт советских инженерных войск по преодолению рек во время наступлений в Великой Отечественной войне. Это метод металлических сборно-разборных мостов.
Мы изготовили специальные мостовые пролеты — балки шириной в 2,5 м, соединенные между собой в поперечном направлении. Каждый пролет имеет длину 12 м. В зависимости от ширины реки будем собирать одно-, двух- или трехпролетные мосты, которые способны выдержать груз до 1600 тонн», — рассказывает Сергей Тропин.
Такой мост предстоит собрать, например, для транспортировки груза через Большой Кемчуг и перехода через Транссибирскую магистраль.
Первая водная преграда пройдена
За один перегон автопоезд проходит около 10 км, расчетное время прибытия оборудования — ноябрь 2013 г. Для перемещения платформы, которая занимает большую часть дороги, приходится полностью перекрывать автомобильное движение, поэтому груз едет только по ночам.
Более серьезные препятствия планируется преодолевать, вспомнив
опыт инженерных войск, с помощью металлических сборно-разборных мостов
Правда, погода и непредвиденные обстоятельства вносят свои коррективы в процесс перемещения, в результате чего в самом начале операция несколько выбилась из графика.Так, 28 августа на мокрой из-за дождя дороге на подъеме платформы не смогли двигаться быстрее, чем со скоростью 350 м в час, а после случилась незапланированная остановка перед линией ЛЭП, провода которой провисли из-за изменившегося температурного режима.
Нагрузка распределяется на 384 колеса
Повлияет ли перемещение тяжелого груза на состояние красноярских дорог? Подрядчик поясняет, что все нагрузки рассчитаны.
«Самый большой груз мы перевозим на платформе длиной около 36 м, состоящей из 24 сдвоенных осей. На каждой оси по 16 колес. Получается, что весь вес распределяется по этой длине на 384 колеса. На одно колесо приходится нагрузка в 3,87 т,
что сопоставимо с нагрузкой на колесо груженого самосвала.
Так что целостность дорожного полотна будет сохранена. Дополнительного укрепления дороги не потребуется, а вот расширение проезжей части и обустройство поворотов необходимо, и мы его выполняем», — говорит Тропин.
Вторым этапом движения платформы станет выезд на федеральную трассу М-53. При прохождении вдоль поселка Емельяново на дороге придется поднимать установленный в прошлом году пешеходный виадук. Операция, по словам Тропина, представляет интерес «с точки зрения красоты инженерных решений».
Сейчас первый груз остался ждать остальные реакторы возде деревни Творогово,
после чего транспортная операция будет проходить уже на самой М-53
Мост длиной 39 м будет поднят с помощью специального такелажного оборудования почти на 2 м.
«Под ним пройдет автоколонна с реакторами, и затем с точностью до миллиметра мостовой переход будет вновь опущен на прежнее место», — поясняет председатель правления ГК «Спецтяжавтотранс».
Совсем как в бессмертных «Бременских музыкантах» — «Мост перевернулся в воздухе и упал на прежнее место». Впрочем, без шуток операция по доставке рекордного груза стала самым интересным транспортным событием Красноярского края за последние годы.