новость

Красноярск попробует санкции через пару недель

Последствия правительственного решения о запрете на импорт продуктов из Европы, Канады, США и Австралии красноярский потребитель почувствует в самое ближайшее время, считают эксперты. Правда, в минсельхозе края разделяют самые радужные настроения, полагая, что эмбарго благоприятно скажется на развитии местных производителей.

Подписанный президентом 7 августа указ запрещает ввозить в Россию мясо, включая мясо птицы, рыбу, сыры, молочные продукты, овощи и фрукты — сроком на один год. Как заявил на днях и.о. министра сельского хозяйства края Леонид Шорохов,

этот запрет откроет перед местными компаниями «дополнительные возможности для развития», сообщает краевой портал.

«На равных конкурировать с зарубежной продукцией, выращенной в более благо­приятных климатических условиях, было практически невозможно — слишком разнится себестоимость. Теперь у краевых аграриев появляется реальная возможность занять освободившиеся ниши своей продукцией, нарастить объемы реализации, не забывая улучшать качество», — сказал Шорохов.

Свинья
Власти ставят на красноярских свиней

Он упомянул в качестве примера свинокомплекс «Красноярский», который после окончания строительства выдаст вдвое больше свинины, чем сегодня производится в регионе, и свинокомплекс «Агроэлита», который будет поставлять сырье — «мясо премиум-класса» — производителям колбас и деликатесов. Еще один проект, по словам Шорохова, развивает компания «Агроярск» — зимние овощные теплицы на площади 30 га.

«Конечно, на воплощение этих планов потребуется время, 2—3 года, но наши региональные соседи и страны, не поддержавшие санкции против России, готовы поставить в полном объеме все необходимые продукты питания», — заверил глава красноярского минсельхоза.

Он ссылается на Бразилию и Аргентину: Россельхознадзор снял ограничения на поставки мяса из этих стран, — а также переговоры со странами Юго-Восточной Азии и внутрен­ние «резервы, которые помогут смягчить последствия введенного Россией эмбарго».

Что касается конкретно Красноярского края, Шорохов отметил — «оснований прогнозировать дефицит нет».

По его словам, регион «в достаточной степени» обеспечен основными продуктами питания собственного производства».

«По данным за прошлый год, самообеспеченность региона хлебобулочными изделиями, зерном, яйцом была более 100%. Молоком и молочными продуктами — порядка 91,9%. Уровень самообеспечения овощами — примерно 71,8%, мясом и мясопродуктами — 60,6%. Здесь мы, конечно, еще зависим от внешних поставок, но в основном восполняем потребности за счет продукции наших соседей — Томской, Новосибирской областей и т. д., поэтому большой опасности от запрета импорта нет».

Шорохов указал, что в 2014 г. в крае произвели 51 тыс. т свинины и только 4 тыс. т ввезли из-за границы, а импорт яиц составил ничтожные 0,03% (317 тыс. шт. при 838 млн шт., произведенных в крае).

Сибирская губерния
Производство мяса в крае резко уменьшилось из-за закрытия птицефабрики, отметил министр

Ну а уменьшение объемов производства в крае продуктов питания, о котором некстати доложили статистики (см. подр. «В Красноярском крае заметно упало производство мяса и водки»), Шорохов прокомментировал по всем продовольственным статьям.

Так, по его словам, спад в производстве мяса связан с закрытием одной из птицефабрик «Сибирской губер­нии» (в связи с перепроизводством и соответствующи­ми проблемами сбыта), а снижение выпуска молока связано с тем, что летом «предприятия активно занимаются производством продукции длительного хранения».

Спад по муке министр также объяснил сезонностью и пообещал, что во втором полугодии ситуация должна измениться.

Разделяют ли властный оптимизм представители местного рынка и ретейлеры?

По мнению депутата горсовета и генерального директора компании «Чистые луга» Андрея Козикова, в среднесрочной перспективе запрет импортной продукции, конечно, должен повлиять на местных производителей.

Но первые последствия от его введения будут нерадостными.

«На сегодняшний день, к сожалению, наш рынок устроен так, что любой дефицит всегда вызывает повышение цен. Я был бы рад, если бы все оказалось так, как обещает регулятор в лице федерального минсельхоза, который говорит, что не допустит повышения цен. Но, боюсь, в реальности их рост произойдет. Взять такой простой пример: в январе свинина в Красноярске стоила 150 руб. за килограмм, не так давно цена выросла до 205 — без всяких на то оснований, просто в связи с возникновением небольшого дефицита».

По словам Козикова, местных производителей поддерживать надо.

«Однако я боюсь, что в результате нововведений нас ждет как минимум провал — поскольку решение было принято слишком быстро, и в течение того времени, пока на рынке не появится замена запрещенным к ввозу продуктам, конечно, стоит ожидать подорожания», — опасается он.

Торговый зал
В связи с запретом изменится ассортимент торговых сетей.
Гурманы его ощутят, рядовые покупатели — почти не заметят

Вадим Журов, директор по маркетингу сети гастрономов «Красный Яр», вообще не уверен, что запрет на «чужое» поможет продвинуть «свое».

«Я сомневаюсь, что новая мера правительства положительно скажется на местных производителях. Для этого нужно, чтобы они были. А если их нет, то за год им взяться неоткуда. Не знаю в Красноярском крае ни одной адекватной программы поддержки местного агропрома. Да, попытки, в разной степени успешные, были, но системной работы никогда не велось. В деревнях никого не осталось, разве что в окрестностях до 200 км от Красноярска… Все по Салтыкову-Щедрину», — говорит Вадим Журов.

В целом он полагает, что основные вопросы, которые возникают сейчас в связи с введением санкций,

прояснятся в течение двух недель — не исключая и возможного роста цен.

«Не исключено, что цены вырастут. К примеру, условно емкость рынка яблок составляет 100 рублей. Когда уйдет доля, к примеру, польских производителей, занимавших 20%, емкость рынка не уменьшится до 80, а останется прежней — и тогда при меньшей представленности продукта цена на него вырастет.

Конечно, со своей стороны мы будем делать все, чтобы удержать цены, поскольку как конечное звено крайне не заинтересованы в их росте: при удорожании продуктов привлекательность магазина для покупателя заметно снижается».

Яблоки
Доля европейских фруктов в  магазинах края была высокой

По словам Журова, доля импортных товаров в товаре «Красного Яра» различна по сегментам. И покупатели ощутят потери по-разному.

«Доля импортных сыров на наших прилавках вместе с украинскими превышает в товарообороте 20%. Однако массовый потребитель, покупавший в основном российские сыры, изменений не заметит. Простого человека запрет на элитные сыры и хамон не заденет: пострадает только тот, кто разбирается в них, интересуется такими продуктами, любит пробовать».

Хуже с европейскими фруктами, доля которых, говорит директор по маркетингу, в разные сезоны доходит до 50—70%.

«Но, полагаю, яблокам и грушам найдется замена, испанские апельсины можно будет заменить турецкими, а сейчас основная масса фруктов вообще поставляется из Средней Азии. В целом, думаю, рынок сбалансируется», — резюмирует Вадим Журов.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).