новость

«Патриот» больше не ругательство

Подавляющее большинство россиян считают себя патриотами, показал опрос ВЦИОМа. Еще лет 15 назад для многих слово «патриот» обладало явным негативным оттенком. Налицо сдвиг в общественном сознании.

В России 84% патриотов
В России 84% патриотов

Патриотов, согласно опросу ВЦИОМа, в России 84% (41% считают себя «безусловно, патриотом», 43% — «скорее патриотом»). Причем запредельные патриотические чувства, когда все остальные страны считаются плохими, а своя — хорошей, свойст­венны лишь 5-8% опрошенных респондентов. И лишь 10% россиян заявляют, что не считают себя патриотами.

Более чем половина граждан (71%), говоря о сути патриотизма, исходят из того, что «быть патриотом — это значит любить свою Родину». Значительно реже наши сограждане видят патриотизм в защите своей страны от нападок и обвинений (27%), работе на благо страны и стремлении к улучшению положения дел в стране (по 26%). 19% считают, что быть патриотом — значит считать, что твоя страна лучше, чем другие, 18% — говорить о своей стране правду.

АЗа последние годы россияне стали более терпимы к тем поступкам и ситуациям, которые можно считать непатриотичными
За последние годы россияне стали более терпимы к тем поступкам и ситуациям, которые можно считать непатриотичными

За последние годы россияне стали более терпимы к тем поступкам и ситуациям, которые можно считать непатриотичными. Однако некоторые вещи граждане по-прежнему считают недопустимыми ни при каких обстоятельствах. Так, например, незнание государственной символики кажется россиянам все более непростительным (с 48% в 2006 г. до 60% в текущем), равно как и уклонение от службы в армии (с 39 до 50%).

Интересно, что люди идентифицируют себя далеко не по национальному признаку. Из предложенных социологами ответов большинство (58%) выбирают «гражданин России». На втором месте по предпочтениям (30%) — «просто человек». Называют свою национальность только 18%.

Герман Москвин: Увеличилось число людей, которые не испытывают неудобства, когда признают себя патри­отами
Герман Москвин: увеличилось число людей, которые не испытывают неудобства, когда признают себя патри­отами

Красноярский социолог Герман Москвин считает, что исследо­вание главным образом подтверждает одно — слово «патрио­тизм» перестало быть ругательным. «Увеличилось число людей, которые не испытывают неудобства, когда признают себя патри­отами. Это положительный сдвиг, — рассказывает ДЕЛА.ru г-н Москвин.

— Моя гипотеза заключается в том, что произошло некоторое изменение смысла слова «патриот». После перестройки и последующих событий со словом «патриотизм» ассоци­ировались консервативные, националистические, а иногда фактически просоветские настроения и идеи. В связи с этим слову «патриот» придавалась определенная нега­тивная окраска, указывающая на конкретную социально-идеологическую позицию, которую оценивали как реакционную».

незнание государственной символики кажется россиянам все более непростительным
Незнание государственной символики кажется россиянам все более непростительным

Сейчас, по словам социолога, слово «патриот» эту специфическую окраску теряет, возвращаясь к простому смыслу. Патриот сегодня в сознании граждан — «человек, лояльно относящийся к родной стране» или «человек, для которого его Родина имеет большую ценность, чем другие страны» (не важно, по каким основаниям). Поэтому сей­час к понятию «патриотизм» могут присоединиться больше людей, чем раньше. Веро­ятно, это изменение и фиксируют результаты опроса.

«В то же время надо понимать, что истинное отношение респондентов к отчизне может быть существенно иным. Уровень реального патриотизма можно замерить просто. Доста­точно оценить, сколько ваших друзей и знакомых хотели бы жить за границей или реаль­но уехали туда. Впрочем, такой эксперимент, скорее всего, тоже покажет, что большая часть наших сограждан является патриотами», — подчеркнул Герман Москвин.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).