В сегодняшней ситуации снижающейся ликвидности все большее распространение получают расчеты по бартеру. Эксперты уверены, что если эта тенденция продолжит набирать обороты, то это негативно скажется на всех субъектах рынка.
Бартер снова в моде, как в 90-е
Эпоха бартерных расчетов между организациями казалось, закончилась в середине 90-х годов прошлого века. Тогда создание бартерных цепочек превратилось в прибыльный и уважаемый бизнес. А собственники предприятий, не имевшие достаточного объема денежных средств, получали возможность в счет заработной платы выдавать сотрудникам продукты и одежду.
Сегодня, похоже, ситуация начинает повторяться: буквально с осени прошлого года в интернете одно за другим начали появляться предложения от новоиспеченных компаний, предлагающих посредничество в обмене товарами и услугами. Докатилась эта волна и до Красноярска. Например, Красноярский краевой центр бартера (ККЦБ) начал свою деятельность еще в конце прошлого года (см. «Бартер животворящий»).
Сегодняшние технологии бартера немногим отличаются от прошлых — все те же торговые цепочки обмена. Единственное сколько-нибудь значимое отличие состоит в том, что сегодня обеспечением бартерных сделок занимаются не просто люди со связями, а специально созданные компании, что также дает ряд преимуществ.
Часто прибегают к бартерным схемам и на коллекторском рынке. Если речь идет о долгах юридических лиц, иногда кредиторам имеет смысл рассмотреть конвертацию долга из денежной формы в продукцию. Такие схемы особенно актуальны тогда, когда кредитор и должник работают в одной отрасли, считают эксперты газеты «Континент Сибирь».
«В условиях, когда банки заморозили кредиты, у предприятий нет денег для расчетов, и они готовы идти на любые схемы, в том числе бартерные. У многих компаний к счету выставлено поручение о списании всех поступлений, поэтому они могут рассчитываться только продукцией, — рассказывает генеральный директор компании «Русские инвесторы-Сибирь» Андрей Панченко. — Говорить об эффективности этого инструмента достаточно сложно — все зависит от ликвидности товара. Сейчас наиболее ликвидны продукты питания, поэтому многие компании пищевой отрасли рассчитываются по долгам, в том числе по заработной плате и кредитам, продуктами питания».
Доля бартерных расчетов на красноярском рынке
неумолимо растет
По оценкам экспертов уже сегодня доля бартерных сделок в расчетах на рынке Красноярска достигла 50%, а если кризис затянется, то дойдет и до 80%.
С одной стороны, ничего страшного в этом нет — лишь бы компании могли выжить, с другой же, система бартерных платежей дает большие возможности для теневых операций.
Например, на рынке недвижимости, когда расчет ведется по бартеру, налоги начисляются исходя из заявленной участниками сделки цены объекта. И это притом, что в бартере хорошим тоном является снижение цены — дисконт может составлять до 40% от реальной стоимости.
В довольно высоком дисконтировании заключается и еще одна проблема — сбыт товаров, полученных в качестве оплаты. Дело здесь даже не в том, что никто не сможет поручиться за ликвидность товаров, которыми оплата произведена, а в том, что, стремясь поскорее сбыть полученное и заработать хоть какие-то деньги «на жизнь», участники рынка в буквальном смысле сбрасывают цену. Речь идет о 10-40% удешевления, что означает недополучение прибыли и откат на более низкий уровень работы компании.
Эксперты сходятся во мнении: если бартерные сделки продолжат превалировать в расчетах, это приведет красноярский рынок к уровню конца прошлого века как по оборотам, так и по насыщенности рынка.