Красноярские автошколы затягивают пояса. За последние месяцы резко сократилось число людей, желающих получить водительские права. Кроме того, значительно ужесточились требования к организациям, занимающимся обучением вождению. Эксперты прогнозируют, что части красноярских автошкол придется уйти с рынка.
Учебные классы автошкол и экзаменационные кабинеты опустели
Из-за финансового кризиса многим красноярцам стало не по карману не только купить автомобиль, но и обучаться вождению. С нового года классы в красноярских автошколах опустели, отмечают владельцы автошкол. «Количество желающих обучится вождению сократилось на 30% по сравнению с объемами прошлого года», — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор ООО «Автошкола» Сергей Дикий. «Спрос на услуги автошкол сократился на треть, если не больше», — утверждает директор автошколы «Центр подготовки водителей» Константин Медведев.
Причины падения спроса эксперты связывают с повышением стоимости курсов в автошколах и уменьшением доходов красноярцев. «Людям платить нечем, многие лишились работы, и если появляются желающие, то их часто отпугивает цена», — рассказывает Виктор, инструктор автошколы «Аник».
Напомним, что цены выросли в связи с введением новых правил подготовки водителей (см. «Ездить будут лучше?»). В рамках процесса модернизации обучения в автошколах с января 2009 года сменилась программа учебы. Теперь вместо 32-х обязательных часов вождения новичкам нужно отъездить под руководством инструктора не менее 50-и часов.
«Из-за увеличения учебных часов выросла и цена автокурсов. Сейчас средняя стоимость курса составляет 18-19 тыс. рублей, раньше цена варьировалась в районе 13-14 тыс. рублей», — рассказывает Сергей Дикий.
Ситуацию усугубило и то, что многие люди, планировавшие приобрести автомобиль, теперь от покупки отказались. По словам г-на Дикого, ранее главным мотивом научиться водить было желание приобрести автомобиль. Теперь же с сокращением покупок машин уменьшилось и число потенциальных водителей.
Кроме того, многие желающие получить права уже отучились. Красноярцы, узнав о грядущем повышении цен, предпочли не ждать наступления зимы, а записаться на автокурсы осенью. «Я подавала документы на вождение в ноябре, чтобы успеть пройти курс по старой программе и старым ценам, — рассказывает РМ выпускница автошколы ПВИТС Анна Коротюк. — В группе было около шестидесяти человек, мы сидели по трое — четверо за партой, некоторые сокурсники слушали занятия стоя. Это был настоящий ажиотаж, все хотели учиться здесь и сейчас, опасаясь, что не смогут отучиться и сдать экзамены по новой системе».
Отныне, чтобы обучать вождению, каждая автошкола обязана иметь
собственный оборудованный автодром
Об осеннем наплыве курсантов вспоминают и работники автошкол. «Действительно в конце прошлого года желающих получить водительские права было множество, — рассказывает заведующая учебной частью автошколы ПВИТС Лидия Юрченко. — Повышение спроса наблюдалось не только у нас, но и в других автошколах. Сейчас такого нет. И хотя мы активно привлекаем курсантов, такой спрос, думаю, будет еще не скоро».
Но основная проблема красноярских автошкол — это даже не падение спроса, а ужесточения требований со стороны государства. «Сокращение числа автошкол если и произойдет, то будет связано не с падением спроса, а с вопросом лицензирования, — утверждает Сергей Дикий. — За последние полгода сильно ужесточились требования к автошколам, и сейчас получить лицензию на образовательную деятельность по подготовке водительского состава очень сложно. Некоторые красноярские автошколы не соответствуют нынешним требованиям, поэтому, когда у них кончится срок лицензии, таким заведениям придется покинуть рынок».
Желающие получить права в Красноярске не переведутся
Согласно новым нормам, автошколы обязаны будут иметь специальные тренажеры и автодром, оборудованный дорожными знаками. Чтобы соответствовать требованиям, учреждениям придется изрядно потратиться, а такая возможность есть далеко не у всех. Возможно, кому-то в итоге придется уйти с рынка.
«У некоторых автошкол нет автодрома и парка машин. Для практической части они арендуют инструкторов, автодром и автомобили у крупных автошкол. Такие учреждения вынуждены будут уйти», — утверждает Лидия Юрченко.
Однако в целом участники рынка смотрят в будущее с оптимизмом. В центрах обучения вождению уверены: как бы ни развивалась в дальнейшем ситуация, как бы долго ни длился кризис, в Красноярске всегда будет достаточно людей, желающих получить водительские права.