Красноярские железнодорожники попросили у губернатора финансовой помощи. Губернатор денег дал, но предложил оптимизировать расходы.
Вчера стало известно, что РЖД попала в список естественных монополий, которым «притормозят» рост тарифов (см. «Тарифы не взлетят»). Тарифы на перевозку грузов по железной дороге в 2009 году вырастут на 8% вместо ранее запланированных 14%. Потери РЖД в объеме 50 млрд. руб. должно компенсировать государство.
И вчера же губернатор Красноярского края Александр Хлопонин посетил местный филиал ОАО «РЖД» — Красноярскую железную дорогу, и пообщался с ее руководителем Владимиром Рейнгардтом. Последний рассказал губернатору о достижениях ведомства в текущем году.
Около 2,5 млрд. рублей перечислено дорогой в 2008 году в консолидированный бюджет Красноярского края в качестве налоговых отчислений. В 2008 году в развитие инфраструктуры КрасЖД инвестировано более 11,4 млрд. рублей.
Объемы отправленных дорогой грузов в текущем году достигли 82,5 млн. тонн. Однако начальник филиала признал, то уже в следующем году ожидается уменьшение этих объемов на 8%, или до 75,9 млн. тонн. «Все перечисленные мной достижения формировались в период роста погрузки и, соответственно, доходных поступлений дороги. Однако мировой финансовый кризис внес серьезные коррективы в планы грузоотправителей и грузополучателей на 2009 год», — пояснил Рейнгардт.
Для многих жителей Красноярского края объекты железной дороги - «островки цивилизации»
Начальник КЖД особо остановился и на социальной нагрузке, которую несет на себе региональная железная дорога. Так, он рассказал, что, среди прочего, дорога содержит 27 объектов социальной сферы в области культуры, величина убытков по которым в 2008 году составила 90 млн. рублей. Кроме того, дорога также несет убытки в размере 64 млн. рублей на содержание 22 магазинов и трех хлебопекарен на станциях, где отсутствует торговая инфраструктура.
Губернатор информацию воспринял с пониманием, но по отдельным пунктам все же усомнился. «Сейчас я впервые услышал данные об убытках, которые несет предприятие от магазинов, — отметил Александр Хлопонин. — Это тема, подлежащая обсуждению, потому что я не понимаю, как магазин может быть убыточным. Возможно, это специальные магазины, где все выдается бесплатно. Тем не менее, мы поговорим с теми муниципальными образованиями, на чьей территории они находятся. Думаю, в случае необходимости территории возьмут их на баланс».
Электропоезд
Красноярск-Иланская
По словам губернатора, КЖД входит в число стратегических предприятий, и краю совместно с руководством компании необходимо выработать ряд мер, которые будут воплощены в следующем году. «У нас есть много интересных и качественных предложений, направленных на оптимизацию расходов дороги, повышение ее конкурентоспособности и производительности, а также на развитие инфраструктуры края», — сказал Хлопонин.
А вот в вопросе пригородных перевозок, имеющих социальную значимость для края, но приносящих убытки КЖД, губернатор обещал помочь материально. Красноярская железная дорога с 2009 года будет получать 100% компенсаций выпадающих доходов, возникающих от государственного регулирования тарифов на пригородном железнодорожном сообщении в Красноярском крае. Полная сумма компенсации, которая будет выделена дороге из краевого бюджета в 2009 году, составит более 300 млн. рублей. Для справки — в 2008 году бюджетные компенсации составили менее половины этой суммы.
Достаточно ли будет КЖД этих средств, чтобы без потерь пережить экономический кризис? Ответа на этот вопрос не знает не только губернатор, но и руководство ОАО «РЖД». Вчера в Москве совет директоров предприятия обсуждал возможную корректировку финансового плана компании на 2009 год, сообщает «КоммерсантЪ».
Резкий обвал грузовых перевозок потребовал существенных изменений прогнозов на следующий год. В ноябре грузоперевозки упали на 20,1%, но в декабре могут снизиться уже более чем на 30%. За первые две недели декабря падение составило 28%.
Прогнозы на 2009 год РЖД не раскрывает. Однако член совета директоров госмонополии рассказал «Ъ», что на вчерашнем заседании обсуждались три сценария — падение объемов грузоперевозок в 2009 году на 6%, 12% и 17%. Так что, ожидаемый на Красноярской железной дороге уровень падения объемов в 8% — это еще очень оптимистичный прогноз.