новость

«Кошмарить» или не «кошмарить»?

Генпрокуратура, по сообщению «РБК daily», предписала силовикам игнорировать налоговый кодекс, который запрещает возбуждать уголовное дело по налоговым преступлениям до решения налоговой инспекции.
По мнению некоторых аналитиков, это может привести к тому, что следователи вновь начнут, по меткому выражению Дмитрия Медведева, «кошмарить» бизнес. В краевом ГУВД пояснили, что следо­ватели, занимающиеся расследованием налоговых преступ­лений, работают с налоговыми органами в прежнем режиме согласно дей­ствующему законодательству.

Генпрокуратура, по сообщению «РБК daily», предписала силовикам игнорировать налоговый кодекс
Генпрокуратура, по сообщению «РБК daily», предписала силовикам игнорировать налоговый кодекс

Напомним, запрет уголовного преследования су­бъек­тов малого и среднего бизнеса до ре­шения налоговой инспекции, был введен фе­де­ральным законом с начала этого года и стал про­­дол­жением проводимой властями либера­лизации уголовного законодательства.

Однако, как сообщает издание «РБКdaily», в распо­ряжении которого оказалось письмо зам­ген­прокурора РФ Виктора Гриня, адре­сованное про­курорам субъектов Федерации, в приме­не­нии некоторых норм федерального за­кона возни­кли разногласия.

В ряде субъектов РФ преследование лиц за совершение налоговых пре­ступлений осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа. При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятое на основании материалов доследственной проверки, признается необоснованным, что, по мнению Генпрокуратуры, ог­рани­чивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует выявлению и раскрытию указанных преступлений.

Г-н Гринь считает, что правом выявлять факты уклонения от уплаты нало­гов и сборов оперативные подразделения наделяет закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Законодательство же о налогах и сборах, по версии замгенпрокурора, регулирует «лишь властные отношения по уста­новлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также по привле­чению к ответственности за налоговые правонарушения». Налоговые право­нарушения и ответственность за них закреплены в 6-м разделе НК РФ, где упоминания об уголовной ответственности нет, отмечает г-н Гринь.

Таким образом, поправки в НК распространяются только на действия нало­говых органов, и они не могут ограничивать «процессуальную самосто­ятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений», резюмирует замгенпрокурора. Поэтому при наличии повода и основания органы предварительного следствия обязаны возбудить уголовное дело и в 10-дневный срок уведомить соответствующий налоговый орган.

Как считают некоторые юристы и правозащитники, прокурорская позиция мо­жет привести к тому, что следователи, как и раньше, основываясь то­лько на своих подозрениях, создадут для бизнеса «кошмарные» условия.

«С чисто формальной точки зрения Генпрокуратура права, — замечает партнер юридической фирмы «Юков, Хренов и партнеры» Александр Ива­нов. — Внесение изменений в НК РФ не влияет на содержание норм уго­ловно-процессуального законодательства. Однако прокурорская позиция вряд ли вызвана лишь заботой о верховенстве права. Скорее силовики хотят успеть «покошмарить» бизнес, пока поезд не ушел».

С формальной точки зрения Генпрокуратура права
С формальной точки зрения Генпрокуратура права

Из-за позиции прокуратуры в области борьбы с налоговыми преступлениями мало что изме­нится, уверен эксперт. Однако если следо­ватели, как и раньше, будут возбуждать дело лишь по подозрению, то деятельность ком­пании, попавшей под прицел, может быть парализована.
Заведение уголовного дела негативно ска­жется на ее репутации, а в некоторых случаях может привести и к краху компании, даже если факты не подтвердятся и дело будет закрыто.

Комментировать возможные последствия и изменения в работе следо­вателей, к которым может привести пояснительная записка от Ген­прокуратуры, в краевом ГУВД отказались, аргументируя это тем, что данный документ к ним не поступал, и указаний от региональной про­куратуры тоже не было.

Начальник отдела Следственной части Главного следственного управления ГУВД по краю Николай Панин пояснил ДЕЛА.ru, что следователи работают в прежнем режиме. Сначала любое сообщение о правонарушении, в том числе и о нарушении налогового кодекса, подвергается проверке на достоверность, после чего следователи обращаются в налоговые инспекции для проведения мероприятий.

«Наш отдел занимается расследованием уголовных дел о налоговых пре­ступлениях. В течение прошлого года налоговое законодательство неоднократно менялось. Но порядок проверки сообщений о преступлениях регламентируется не налоговым, а уголовно-процессуальным кодексом. Поэтому наша работа идет в обычном режиме, — рассказывает Николай Панин.

— До решения вопроса о возбуждении уголовного дела Управлением по налоговым преступлениям ГУВД края проводится проверка того, есть ли в действиях лица нарушения налогового законодательства. Если есть, то мате­риал передается в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Наша работа идет в постоянном взаимо­действии и с оперативными служ­бами, и с налоговыми органами. Потому что налоговые органы при про­ведении своих проверок также уведомляют нас об обнаруженных фактах нарушения налогового законодательства».

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).