Рядовые пользователи интернета не готовы платить за новости, получаемые из сети. К такому выводу пришли специалисты исследовательского центра «Проект за журналистское мастерство».
Аналитики считают, что из-за бесплатного, постоянного растущего контента мировой сети, у работников традиционных СМИ в будущем могут начаться проблемы. Мнения красноярских представителей масс-медиа разделились.
Рядовые пользователи интернета не готовы платить за новости, получаемые из сети.
Как сообщает Infox.ru, подавляющее большинство пользователей интернета не готовы отдавать деньги за новости, получаемые из сети.
«Заставлять людей выкладывать деньги за онлайновые новости — это как пытаться заставить вылупившуюся бабочку вернуться обратно в свой кокон», — говорится в ежегодном докладе центра «Проект за журналистское мастерство».
Вне зависимости от количества и частоты посещений новостных сайтов большинство пользователей сходятся в одном — в нежелании платить за информацию. Даже из тех, кто пользуется постоянно одним и тем же новостным порталом, всего 19% выразили свое согласие на получение платного доступа к информации. Остальные заявили, что, если кто-то начнет требовать с них деньги за новости, они уйдут на те сайты, где эти же новости можно прочитать бесплатно.
При этом аналитики мирового уровня считают введение платы за новости закономерным и обоснованным шагом. Так, представитель компании Apple Джейн Сигрейв говорит, что обществу давно пора понять ценность профессиональной журналистики, переживающей сейчас не лучшие времена. Из-за стремительного развития интернета традиционные средства массовой информации стали испытывать серьезные трудности с привлечением читателя, зрителя и слушателя — аудитория уходит в сеть.
РЕКЛАМА-МАМА провела среди красноярских работников СМИ небольшой опрос.
Мешают ли бесплатные новости в интернете развитию традиционных СМИ?
Александр Силаев, обозреватель газеты «Вечерний Красноярск»:
— Интернет, конечно, вытесняет газеты и ТВ, для пользователя здесь сущий праздник. Что касается журналисткой профессии, то в сети денег за контент не возьмешь, но разве читатели содержат большинство бумажных газет и журналов? Давно уже нет, доходы от продаж номера для большинства СМИ не принципиальны, и уж тем более не зрители содержат ТВ. Все живут на деньги рекламной розницы, либо стратегического спонсора, купившего проект оптом.
Если кто-то изыщет на этом фоне какой-то хитрый способ брать деньги с интернет-аудитории — тот хитро и пролетит. Когда в магазине есть прилавок с платной колбасой, и такой же, но с бесплатной, чем дело кончится?
Юлия Лобанова, заместитель редактора журнала «Град»:
— Думаю, что «электронные» новости «традиционным» СМИ не помеха. Если мы говорим о печатных СМИ — то, во-первых, они все же состоят не исключительно из новостей. И в них гораздо ценнее, чем собственно сообщение, журналистское видение факта, анализ ситуации и т.д. И это безусловный козырь печатных СМИ, пусть даже они и проигрывают интернету в оперативности. Ради этого их, вообще-то, и читают.
Если говорить о телевидении — то и под него интернет явно не «роет». Живую «картинку», репортаж с места событий не заменит никакая новостная строка — люди в любом случае хотят подробностей. Кроме того, региональные события на ведущие новостные сайты попадают в исключительных случаях. А для большой части зрителей и читателей, как мне кажется, местные новости все-таки на первом месте.
Так что до того времени, когда интернет будет оказывать какое-то существенное влияние на региональные СМИ, еще очень и очень далеко. Конечно, если эти СМИ сами не черпают информацию исключительно в интернете — но мы ведь говорим о тех, кто работает по-настоящему?
Если же мы имеем в виду местные новостные сайты, то ведь и на них «зависать» весь день, отслеживая обновление информации, способны лишь единицы совсем уж фанатичных пользователей. А в «обычных» СМИ человеку приносят на блюдечке с голубой каемочкой готовую «выборку» из самых важных новостей — что поделать, потребитель (информации в том числе) ленив по своей сути. И в таком виде ему удобнее получать то, что он искал.
Илья Сураев, шеф-редактор программы «Детали»:
— Я с нетерпением жду дня, когда ВСЕ местные газеты закроются, а ленивые красноярские журналисты займутся чем-то более полезным для общества, чем перепечатка пресс-релизов. После закрытия «Комка» у нас так и не появилось адекватной городской газеты, за которую лично мне не было бы стыдно. Уже сегодня мне интереснее читать новости моей френд-ленты в блоге, чем местную прессу. Будущее журналистики в сфере web 2.0 и web 3.0. Это неизбежно, и я этому только рад!
Есть свободная web 2.0 журналистика (например, я увидел аварию на дороге и написал о пробке в блоге, находясь здесь же в пробке). И есть он-лайн версии тех же газет или новостные ресурсы, которые работают по тем же принципам, что и обычные газеты — работа по пресс-релизам. Их единственное отличие от печатных СМИ — оперативность. Больше там ничего нет. Пустота.
Так вот — за первый тип новостей мне платить не надо — потому что он свободный и независимый. За второй платить я не собираюсь — меня не устраивает качество этого продукта. Пусть выживают за счёт рекламодателей.
Я верю в то, что свободные интернет-авторы добьют продажных и шаблонных журналистов из традиционных провинциальных СМИ. Старая журналистика никуда развиваться не будет, она строится на идеях, посыпанных нафталином.
Леонид Зольников,
редактор направления специальных проектов газеты «Наш Красноярский край»
— Думаю, что именно новости в интернете на соответствующих сайтах не должны быть платными. В конце концов, мы ведь не платим за них радиостанциям или телевидению. И судьба газет от этого напрямую не зависит, в аналоговом виде их все равно будет становиться все меньше.
Другое дело, что для многих печатных СМИ трудно найти способ адекватного выхода в сеть и «монетизации» интернет-пространства. Видимо, тем, существенную часть дохода которых составляют продажи (а таких немало за рубежом, хотя в России единицы) придется продавать электронные версии своих номеров.
Поступать иначе невозможно, это было бы сродни магазину, вдруг начавшему бесплатно раздавать товар. Редактор американского журнала «New Yorker» Дэвид Ремник применительно к своему изданию называет это прямо — самоубийством.