По данным некоторых маркетинговых исследований, все больше покупателей игнорируют сетевые супермаркеты. Так, совершать покупки на обычных рынках сейчас предпочитают около трети московских потребителей, которые раньше закупались в магазинах.
Красноярские торговые сети оттока покупателей пока не ощущают.
По данным некоторых маркетинговых исследований, все больше покупателей игнорируют сетевые супермаркеты, предпочитая покупать продукты на рынках
Согласно результатам исследования, проведенного маркетинговым центром Numbers, кризис сильно сказался на предпочтениях рядовых покупателей: они перестали ходить за покупками в комфортные, крупные супермаркеты, предпочитая покупать продукты на рынках.
Компания мониторит рынок торговли с 2001 г. ежеквартально, опрашивая по 600-1200 москвичей. По ее данным, активный переход покупателей от продуктового хаоса к сетевой торговле начался в 2001 г.
«В далеком 2002 г. потребители в 50 из 100 случаев выбирали рынки и только в 15 случаях — зарождающийся ритейл в классическом его понимании», — рассказывает РБК daily управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков.
Во времена финансовой нестабильности предпочтения развернулись в сторону продуктовых рынков. Если в течение 2008 г. 85% опрошенных выбирали магазины, то к декабрю того же года, после того как наступил кризис, их количество сократилось на 9%.
В январе 2010 г. уже 35% москвичей не реже одного раза в две недели покупали продукты на рынках, тогда как еще в октябре 2009 г. их было 29%. По прогнозам г-на Рыжакова, сетевая продуктовая розница сможет опять замахнуться на потребителей рынков не раньше 2011 г.
Красноярские торговые сети оттока покупателей не ощущают
Мнение красноярских ритейлеров опровергает выводы московских «умников». В нашем городе, как всегда, все с точностью до наоборот. Москва живет своей жизнью, и по мнению столичных маркетологов, гурьбой бежит на рынки, у нас же все цивилизованно.
Красноярские продуктовые ритейлеры называют данные исследования завышенными.
«Спад был, но не такой, гораздо меньше, зато вырос средний чек. С конца года покупатели стали возвращаться, и мы рассчитываем на положительную динамику», — ответил РМ коммерческий директор сети универсамов «Командор» Игорь Евдокимов.
«В течение прошлого года у нас количество покупателей не уменьшилось, и оттока мы не зафиксировали. К концу 2009 г. число покупателей даже увеличилось, — рассказывает РМ директор по маркетингу сети супермаркетов «Красный Яр» Евгений Дергачев.
— Это можно объяснить активной маркетинговой политикой. Мы в постоянном режиме предлагаем покупателям ценовые и другие рекламные акции, в конце 2009 г. у нас активно продвигался проект «цены снижены», это программа работает до сих пор. С ее помощью нам удалось не только сохранить прежний объем покупателей, но и немного нарастить его».
Участники рынка отмечают, что исследование отражает лишь одну тенденцию — население стало более чувствительным к цене, и в результате начало рассматривать разные способы совершения покупок.
«Стали ли вы чаще покупать продукты на рынках?»
Леонид, 26 лет, преподаватель
— Не стал. На рынок я хожу редко, но и в супермаркеты далеко не каждый день. Дело в том, что до ближайшего к моему дому супермаркета нужно либо топать по лесу минут тридцать, либо ехать на автобусе 3-4 остановки — живу на краю Академгородка. Предпочитаю отовариваться в проверенных, «своих» магазинах поблизости. Я за малый бизнес.
Наталья, 23 года, дизайнер
— Нет. По рынкам давно не хожу. Не доверяю. Если бы на рынках действительно были низкие цены, то может и ходила бы. Намного проще на продуктовую базу съездить. Правда, на рынке Крастэц действительно самые низкие цены на овощи, фрукты, но там обвешивают настолько, что цена в итоге получается как на базе, а иногда и как в супермаркете.
Елена, 44 года, журналист
— На этот вопрос мне ответить просто: я на рынки как не ходила, так и не хожу, предпочитаю супермаркеты. На рынках, пожалуй, продукты питания могут быть посвежее, и немного дешевле, но в крупных магазинах делать покупки и комфортнее, и быстрее. А именно это для меня особенно важно.
Татьяна, 27 лет, менеджер по работе с клиентами
— Как ни странно, я действительно стала чаще покупать продукты на рынке. Подвигла меня к этому коллега по работе. Я была поражена разницей в цене — одни и те же продукты, которые продаются на рынке и в супермаркете, на рынке дешевле в 1,5-2,5 раза. При этом качество продуктов не страдает.