Вскоре таможенные льготы для иностранных автопроизводителей, выпускающих машины в России, будут фактически отменены.
Согласно новому совместному приказу Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина льготы будут распространяться только на автозапчасти для моделей, которые собираются «по полному циклу».
Эксперты уверены, что эта инициатива может спровоцировать рост цен на автомобили.
Государство решило ужесточить условия сборки иномарок на территории РФ
Совместный приказ Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина опубликовала «Российская газета». Государство решило ужесточить условия сборки иномарок на территории РФ и отменить беспошлинный ввоз автокомплектующих. Отныне таможенные льготы будут распространяться только на модели, которые собираются у нас «по полному циклу».
Сейчас за ввоз новых иномарок приходится платить 30%-ую пошлину, в то время как ввоз деталей для сборки внутри страны либо не облагается пошлинами, либо пошлины составляют максимум 5%. Это стимулировало крупные зарубежные концерны заключать соглашения с правительством РФ на запуск серийного производства иномарок из автокомплектуюущих, ввозимых из-за рубежа.
До 10 ноября 2007 г., по информации «Ведомостей», было заключено 15 соглашений о промсборке, в том числе с Toyota, Nissan, Ford, Renault, General Motors, Volkswagen, Suzuki и др. Протоколы о намерениях заключили Mitsubishi и Hyundai.
Обязательства по развитию в России полного цикла сборки многие производители не выполняют
Также зарубежные автоконцерны принимали обязательства не позднее чем через 24 месяца после организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова сократить ввоз автокомпонентов не менее чем на 10%. А за 4,5 года сократить перечень ввозимых компонентов на треть.
Но как выяснилось, обязательства по развитию в России полного цикла сборки многие производители не выполняют. А иногда даже пользуются льготными пошлинами как лазейкой. Например, реализуют импортные детали, предназначенные для использования при промсборке, на вторичном рынке. Такие лазейки новый приказ правительства РФ перекрывает.
Кроме того, в постановлении четко прописано наказание за нарушение условий соглашения. Если раньше оно носило абстрактный характер, то теперь подразумевает снятие льготных пошлин с момента обнаружения Минэкономразвития нарушений и до момента их устранения, а в определенных случаях возможен и разрыв соглашения.
Евгений Меркушев: возможно, производители возьмут новые расходы на себя
По мнению некоторых аналитиков, инициатива правительства РФ способна всколыхнуть рост рынка автокомпонентов в России. Производители иномарок будут вынуждены искать поставщиков в России, инвестировать средства в создание совместных предприятий по выпуску комплектующих.
Однако участники рынка считают, что приказ, возможно, негативно скажется на продажах новых иномарок, поскольку может привести к росту цен на новые автомобили.
«Вполне возможно, что производители удержат определенный ценовой уровень, возьмут на себя расходы, которые появятся из-за того, что вырастут таможенные пошлины. Но по моим предположениям, все-таки вполне возможен рост цен на некоторые модели автомобилей», — сказал корреспонденту ОРТВ управляющий директор группы компании «Медведь Холдинг» Евгений Меркушев.
Дмитрий Суханов: в России нет ни одной иномарки, которая бы полностью
собиралась у нас
«Мне кажется, ничего хорошего эта инициатива не принесет. В России нет ни одной модели иномарки, которая бы полностью собиралась у нас. Все равно доля локализации высока, например, двигатель идет из-за рубежа, а кузов делается здесь. Так, на российских заводах «Logan» доля собственной сборки приближается к 50-60%, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ генеральный директор «Рено-центра «Атлант» Дмитрий Суханов.
— Расходы концертов, производящих иномарки в России со вступлением приказа в силу вырастут, и это может спровоцировать рост цен на какие-то модели. Но учитывая, что 2010 г. будет самым тяжелым для автобизнеса, то производители вряд ли пойдут на увеличение цен. Иначе нас ждет еще больший спад на рынке».