Минпромторг уже в марте этого года планирует запустить программу утилизации старых автомобилей, с помощью которой владельцы подержанных авто получат субсидию в размере 50 тыс. руб. на покупку новой машины.
Но в России еще не принят закон об утилизации машин, не выбраны пункты утилизации, а дилеры, которые по задумке властей должны будут давать гражданам скидки, отмечают, что пока не ясно, как программа будет реализовываться.
Минпромторг уже в марте этого года планирует запустить программу утилизации старых автомобилей
На днях премьер Владимир Путин обсудил с главой Минпромторга Виктором Христенко программу утилизации автомобилей, возраст которых превышает десять лет. Напомним, эта мера является очередной попыткой правительства реанимировать российский автопром и весь авторынок (см. «Автомобили в утиль»). Ранее предполагалось запустить эту программу только в некоторых регионах, теперь решено, что она будет действовать по всей стране.
Воспользоваться программой вправе каждый гражданин РФ, владеющий автомобилем 1999 года выпуска или более старым, если автомобиль находится у него в собственности сроком не менее одного года. Также автомобиль не должен числиться в серьезных ДТП или угоне. После утилизации дилер предоставит владельцу скидку в 50 тыс. руб. для покупки новой машины. Затраты дилера возместит Минпромторг.
В рамках программы, по оценке Минпромторга, будут доступны 60-65 моделей автомобилей, производящихся на территории РФ как отечественными, так и иностранными фирмами. Критерии приобретаемых моделей автомобилей будут прописаны в постановлении правительства.
В российском бюджете на 2010 год на эту программу заложено 10 млрд руб., то есть по программе может быть продано 200 тыс. новых машин. Кроме того, 1 млрд руб. будет выделен на субсидирование перевозки старых автомобилей к пунктам утилизации.
Виктор Христенко заверил премьера, что Минпромторг готов начать программу уже 15 марта. Владимир Путин предложил сделать это 8 марта — и министр согласился. Однако, чтобы программа заработала, «еще предстоит подготовить ряд уточняющих нормативных актов», признал он.
Слабое звено программы — отсутствие точек утилизации машин в России
Слабое звено программы — отсутствие точек утилизации машин в России. «Пунктов на сегодняшний день реально порядка 12-15, но мы рассчитываем на то, что за счет реализации схемы субсидий по доставке машин к этим пунктам, мы сумеем вовлечь в эту схему достаточное количество заинтересованных владельцев транспортных средств», — заявил г-н Христенко.
Как сообщили РЕКЛАМЕ-МАМЕ в отделе пропаганды ГИБДД по Красноярскому краю, в нашем регионе пункта утилизации старых машин нет.
«В России закон «Об утилизации транспортных средств» еще не принят, когда этот документ будет разработан и вступит в силу, тогда и будет создан пункт утилизации старых автомобилей. Скорее всего, после принятия этого закона между администрациями и частными компаниями будут заключаться контракты, согласно которым компании будут под руководством ГИБДД осуществлять утилизацию старых машин. То есть, будем работать так же, как сейчас работаем с автоэвакуаторами и станциями технического контроля», — подчеркнули в пресс-службе.
Еще одним «белым местом» является отсутствие критериев отбора дилеров, которых допустят до участия в программе. В министерстве считают, что чиновники должны лишь утверждать перечень дилеров, а формулировка критериев и отбор компаний остается на совести автопроизводителей.
Сами автодилеры к новой инициативе федерального правительства относятся осторожно, отмечая, что идея хороша, а вот насколько она сможет поддержать отрасль — большой вопрос.
Дмитрий Суханов: сейчас очень трудно предугадать, как эта программа будет воплощаться в жизнь
«В принципе, идея программы правильная, нужная, и если механизм ее реализации будет адекватен нашим нынешним рыночным условиям, то можно ожидать, что эффект от программы будет положительным и существенным, — рассказывает РМ генеральный директор «Рено-центра «Атлант» Дмитрий Суханов.
— Если же реализация программы будет такой же, какая была у программы госавтокредитования, когда спецпредложения от самих производителей были лучше и интересней государственных, большого толка не будет (см. подробнее «Дам, но не вам!»). Сейчас очень трудно предугадать, как эта программа будет воплощаться в жизнь, ведь механизм ее воплощения прописан только на бумаге.
Во-первых, насколько я знаю, сегодня есть большая проблема с площадками, которые бы имели все необходимое, чтобы принимать старые машины и их утилизировать. Во-вторых, пока не понятно, насколько проблематичным для владельца старого автомобиля будет его утилизовать. И, в-третьих, к сожалению, не ясно, как именно будет происходить возврат денег автодилеру от государства. Вопросов много, а ответов пока нет».
Минпромторг пытается ответить на возникающие вопросы, уточняя параметры программы утилизации автомобилей и порядок взаимодействия дилеров, утилизаторов и граждан Российской Федерации.