Крупнейший мировой интернет-поисковик Google, под давлением представителей традиционного издательского бизнеса, возглавляемых медиамагнатом Рупертом Мердоком, ограничит бесплатный доступ к материалам печатных СМИ через сервис First Click Free.
Владелец Times, Sun, New York Post и Wall Street Journal Руперт Мэрдок призывает все СМИ заставить пользователей платить за чтение изданий в сети
В руководстве Google заявили, что издатели газет получат возможность устанавливать ограничение на количество статей, которые можно будет найти и прочитать с помощью поисковой системы, сообщает BBC Russian.
Российские поисковые ресурсы «Яндекс» и Rambler, входящие наряду с Google в «большую тройку», заявили, что не будут ограничивать доступ к новостям и сайтам, размещенным на их портале.
«Сервис «Яндекс.Новости» не планирует ограничивать доступ к статьям СМИ-партнеров», — заявил РИА «Новости» руководитель сервиса Лев Гершензон. По его словам, все ссылки, которые пользователь видит на сервисе, должны быть ссылками на полные тексты сообщений, и пользователь может их прочесть бесплатно и без регистрации. «Если издание не хочет предоставлять свободный доступ к определенным материалам, оно просто не включает их в экспорт для «Яндекс.Новостей», — пояснил Лев Гершензон.
Главный редактор «Русской службы новостей» Сергей Доренко в свойственной ему манере дал комментарий порталу «Взгляд»: «То, что «Гугл» ограничивает доступ к сервису бесплатных новостей — это абсолютно закономерно. Я считаю, что как только средства массовой информации спугнут всевозможными коммерческими проектами в интернете, они тут же уйдут. И спасибо за это «Гуглу». Значит, мы ему надоели, вот мы и свалим. По моему мнению, для СМИ это ясный сигнал — проваливайте. Мы уйдем».
Сервис «Яндекс.Новости» не планирует ограничивать доступ к статьям СМИ-партнеров
Введение подобных ограничений может остаться незамеченным для большинства пользователей сети, а может стать и очередной ласточкой насильственной монетизации интернета. Тот же Мердок, например, призвал все СМИ присоединиться к нему и заставить потребителей платить за чтение газет в сети (см. «Купите новости! Самые свежие, большой выбор!»).
РЕКЛАМА-МАМА решила узнать мнение представителей красноярских печатных изданий, ведь они одновременно являются и активными потребителями интернет-контента, и сами создают тот товар, бесплатное использование которого так выводит из себя миллиардера Мердока. Что будет, если процесс пойдет лавинообразно и в обозримом будущем нам придется платить за информацию в интернете?
Главный редактор журнала «Советник. Грамотное управление» Нина Бондарева готова к этому, при условии, что информация будет четко структурирована: «Я готова платить за экономию времени, которое я трачу на просеивание информации. Будет это абонентская плата или плата за скаченный материал — не важно. Но только за узкоспециализированный контент, например, финансовый. За новости платить не хочется.
Вообще, это уже тенденция, монетизация интернета — логичный процесс. Это приходит и в Россию, где халява была распространена всегда. Люди начинают понимать, что информация — это товар, и за него нужно платить».
Геннадий Васильев: берите деньги, но обеспечьте качество
Обозреватель газеты «Вечерний Красноярск» Геннадий Васильев считает, что любая плата за информацию автоматически повышает требования к ней: «Если брать за это деньги, то возникают требования к качеству. Если я захожу по ссылке бесплатно и вижу там явный косяк, допустим, должность перепутали, фамилию перепутали, сместили акценты как-то, то я это прощу. Халява, она и есть халява.
Если я за это плачу, как мы раньше платили за новости «Интерфакса», и сейчас за платные новостные подписки, я уже и свои требования какие-то предъявляю.
Еще один психологический момент. Есть газеты, которые распространяются бесплатно, к ним одно отношение, а вот к тем, которые продаются, — совершенно другое. Те, что за деньги, однозначно вызывают больше доверия».