Правительство расширило перечень банков, которые имеют право выдавать льготные автокредиты. Теперь на получение субсидии могут претендовать все кредитные организации, пожелавшие участвовать в государственной программе.
Одни представители банковского сектора считают, что это позволит увеличить объемы автокредитования, другие сомневаются в успехе.
Теперь в программу по льготным автокредитам примут
любой банк страны
В конце октября председатель правительства России Владимир Путин подписал соответствующее постановление. Согласно документу, теперь любой банк страны может участвовать в государственной программе по предоставлению кредита на покупку автомобиля с льготной кредитной ставкой.
Программа предусматривает компенсацию процентов по автокредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования (сейчас — 9,5%) при покупке автомобиля российского производства не дороже 600 000 руб.
Напомним, ранее федеральное правительство уже предпринимало ряд мер для того, чтобы сделать программу более востребованной среди населения (см. «Стимуляция при деградации»). Теперь же центральные власти решили поддержать ее расширением списка банков.
До сих пор в программе могли участвовать только госбанки (с долей государства не менее 50%) или их «дочки», а также банки, капитал которых на 1 апреля 2009 г. составлял 70 млрд рублей (об участии сразу заявили «Сбербанк», «ВТБ 24», «Газпромбанк» и «Россельхозбанк»).
Теперь условиям программы соответствуют такие лидеры рынка автокредитования, как «Росбанк», «Русфинанс банк», «ЮниКредит Банк», «Юниаструм банк», «Уралсиб», «Русь-банк», «ОТП-банк», «Московский кредитный банк» и другие. Подав заявку, банки смогут получить субсидии на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным в 2009 году физлицам на приобретение автомобилей, за счет средств федерального бюджета.
Правда, пока изъявившие желание участвовать в программе банки смогут выдавать льготные кредиты только в декабре, поскольку решение о продлении срока ее действия на следующий год еще не принято. Министерство промышленности и торговли РФ намерено продлить льготы, но предложение в правительство не внесено.
«Возможно, предложим продлить на первую половину 2010 года», — сказал глава министерства Виктор Христенко, уточнив, что о продлении действия программы на срок более года речи точно не идет.
При этом министр охарактеризовал программу льготного автокредитования, как «оптимально действующую на данный момент». До конца года чиновники планируют довести показатель купленных с ее помощью машин до 100 тысяч.
Чиновники планируют продать при помощи программы 100 тыс машин
Представители федеральных банков уверены, что решение правительства оживит рынок автокредитования и серьезно увеличит объемы продаж автомобилей. По разным прогнозам, спрос может вырасти на 20-30% по сравнению с летними объемами кредитования.
«При увеличении количества банков, участвующих в госпрограмме, произойдет улучшение в части информированности потенциальных заемщиков. Развитие в этом секторе конкуренции позволит увеличить объемы выдаваемых кредитов по программам госавтокредитования, — подтвердила прогнозы в беседе с РЕКЛАМОЙ-МАМОЙ управляющий филиала ОАО «УРАЛСИБ» в Красноярске Наталья Потапова.
— Чем больше игроков на рынке, тем более интересные и качественные предложения формируются для клиента. Клиент определяет, с каким банком будет работать, смотрит и ставки, и качество обслуживания, и филиальную сеть, и возможность получения дополнительных, интересных предложений и льгот. Возможен вариант, когда клиент не будет менять банк, с которым он уже имеет установленные взаимоотношения. Расширение списка — это своего рода свобода выбора и стимул для работы банковского сектора».
Однако может случиться и так, что надежды, которые возлагает Минпромторг на программу автокредитования, не оправдаются. По последним данным на 6 ноября было выдано всего 50453 льготных автокредита.
Многие красноярские участники рынка отказываются комментировать правительственную инициативу, говоря, что участвовать в программе не будут. Представитель банковской сферы, пожелавший остаться неизвестным, рассказал РМ, что большинство отказов от участия в программе связано с двумя причинами.
Во-первых, госбанки выставляют ставки ниже, чем могут позволить себе частные кредитные организации. Во-вторых, минимальный взнос от суммы кредита (сейчас 15%) не покрывает возможных рисков, для банков более подходящим был взнос в 30%. По мнению эксперта, заявленный Минпромторогом объем автокредитов по госпрограмме недостижим, поскольку спрос на этот продукт среди населения сильно сократился.
Эксперты считают, что рынок автокредитов откатился до показателей 2004 года
О сокращении российского рынка автокредитования свидетельствуют и прогнозы агентства «Автостат». По итогам 2009 года он сократится в 4 раза по сравнению с 2008 годом. Специалисты агентства констатируют, что фактически сейчас российский рынок автокредитования откатился примерно на пять лет назад — к уровням 2004 года, когда только начинался кредитный бум.
Так, за первое полугодие 2009 года количество выданных автокредитов в 20 ведущих банках России уменьшилось в 6-9 раз. Многие банки вообще прекратили выдачу автокредитов.
В этом свете очередная инициатива премьер-министра, направленная на спасение автомобильной отрасли страны, не внушает доверия, а амбициозные прогнозы федеральных чиновников об увеличении объемов автокредитования и вовсе вызывают ироничную улыбку. Хотя, каких чудес не случается. Может быть, правда, удастся доскрести число выданных кредитов до 100 тысяч. Пусть не в этом году, но хотя бы за полгода следующего. Осталось всего-то уговорить еще 50 тысяч человек.