За 9 месяцев кризисного 2009 года почти треть красноярских компаний сменили офисы, переехав на более демократичные по цене площади. Лучше всего в Красноярске себя чувствуют интернет-магазины, электронные издания, охранные агентства и ломбарды —
в количественном отношении таких компаний весомо прибавилось. Больше всего пострадали автоаукционы и печатные СМИ.
Треть красноярских компаний сменили офисы
Красноярская информационная система «ЯрМап» подвела итоги кризисного 2009 года, сравнив базы данных организаций Красноярска за октябрь 2008-го и октябрь 2009 годов. Согласно проведенному исследованию, за прошедший год 28% предприятий сменили свои адреса.
«В нашей базе находятся 15 тысяч фирм, то есть практически все компании города.
Поэтому проследить, сколько компаний мигрировало за указанный период и куда именно, специалистам особого труда не составило: оставалось лишь сделать расчеты, отображающие ситуацию», — рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ сотрудник Красноярской информационной системы «ЯрМап» Николай.
Большинство красноярских копаний (56%) переехали с центральных улиц (Мира, Ленина и Маркса) во дворы тех же улиц или сменили первые этажи зданий на цоколи. Остальные поменяли район. Наибольший отток наблюдался из Центрального и Советского районов, однако многие, напротив, в Советский район перебрались.
По сути, полученные данные в очередной раз иллюстрируют тенденцию, развивающуюся на рынке коммерческой недвижимости с начала кризиса. К этой теме РМ уже неоднократно обращалась (см. Офис время брать?, Площади упали в цене).
Константин Попов: предложение по аренде коммерческой недвижимости соответствует спросу, однако компании стремятся сменить офис на более дешёвый
Арендаторы дорогих офисов съезжают в более дешевые помещения, а оставшиеся требуют ценовых послаблений от владельцев площадей.
Арендные ставки снижаются по всей России. Лидеры здесь — Красноярск и Челябинск. Так, например, за текущий год стоимость аренды коммерческой недвижимости в Красноярске сократилась на 30–50%. Осенью риелторы ждали увеличения спроса, но надежды не оправдались.
По словам генерального директора фирмы «Аревера-Недвижимость» Константина Попова, хотя предложение по аренде коммерческой недвижимости и соответствует спросу, однако стремление красноярских компаний сменить офис на более дешевый никуда не делось: арендаторы по-прежнему диктуют рынку свои условия.
«Люди ищут где лучше, и, если арендодатель не идет на снижение стоимости аренды, арендаторы начинают поиск более дешевых офисных площадей, либо помещений с аналогичной стоимостью, но более комфортных для работы, — рассказывает РМ Константин Попов.
— Единой ценовой политики у владельцев нежилых помещений нет. Некоторые арендодатели снижают цены, кто-то, наоборот, старается их удержать. Причем бывают ситуации, когда один и тот же арендодатель сохраняет ставки для тех, кто с ним договор уже заключил и площади занял, а по новым контрактам предлагает более дешевые и выгодные варианты. Но в целом арендодатели, конечно, идут на уступки.
Сейчас много площадей пустует, и их нужно заполнять, что возможно только в условиях гибкой ценовой политики. Думаю, тенденция, когда компании будут переезжать на более дешевые площади, будет наблюдаться еще полгода».
Тенденция, когда компании
будут переезжать на более дешевые площади, будет
наблюдаться еще полгода
Специалисты «ЯрМап» также подсчитали, какие сферы бизнеса в кризис не просто сохранили, но и увеличили присутствие на рынке. «Увеличение числа компаний по отраслям и видам деятельности мы определяли по наличию их в нашей базе», — рассказывает Николай.
Так, по данным «ЯрМап», самый большой количественный прирост наблюдается сегодня у интернет-магазинов и интернет-изданий — 12%. На 7% увеличилось число охранных предприятий, на 6% — ломбардов; по 5% «прибавили» предприятия общепита, супермаркеты, торговые центры и компании, занимающиеся представительством в судах и регистрацией и ликвидацией предприятий.
Больше всего пострадал сектор автоаукционов: этот вид деятельности «сжался» на 60%. Правда, это связано, скорее, с повышением пошлин на ввоз иномарок, нежели с кризисом. На втором месте — печатные СМИ, а в этой сфере, в свою очередь, печальное лидерство принадлежит журналам: глянцевых изданий стало меньше на 30%. Газетам повезло больше: их количество сократилось на 15%. Третьи в списке — компании, занимающиеся сотовыми телефонами: их стало меньше на 26%.