Рекламу медикаментов на телевидении, радио и в печатных СМИ хотят запретить депутаты Госдумы. Разработать такой законопроект народных избранников побудила ситуация, когда люди занимаются самолечением, не обращаясь за помощью к врачам.
Законопроект может снизить продажи рекламируемых сейчас лекарств на 10-30%, считают москвичи, но таким способом решить проблему полностью не удастся, считают эксперты.
Россиян хотят отучить
от самолечения
Реакция на претензии Владимира Путина по поводу «навязывания» лекарственных средств последовала незамедлительно. В Госдуму внесен законопроект о полном запрете рекламы лекарств на телевидении, радио, а также во всех печатных СМИ, которые не являются специализированными медицинскими изданиями. Депутат фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков предлагает внести соответствующие поправки в статью 24 Закона «О рекламе», сообщает «Газета.ru».
В случае если документ будет принят Госдумой, вся реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения уйдёт из общедоступных средств массовой информации.
Единственное послабление в законопроекте делается для рекламы медицинских услуг, она останется легальной.
Запретительные меры депутат Беляков объясняет необходимостью бороться со склонностью россиян к самолечению. Автор законопроекта считает, что на сегодняшний день законодательство в сфере рекламы не только не способно обеспечить безопасность потребления лекарственных препаратов, но и провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление медикаментов.
Реклама призыват нас
при болях «помазать» ,
а не идти к врачу
По данным депутата, до 70% россиян предпочитают лечиться дома, а не посещать кабинет врача. При этом около 5% больных, поступающих в больницы, являются жертвами самовольного приема лекарств, а умирают от бездумного употребления таблеток в 10 раз больше людей, чем от ошибок хирургов.
Председатель комитета по здравоохранению, спорту и туризму Законодательного собрания края Сергей Натаров в интервью «Авторадио из Красноярска» поддержал федерального коллегу, отметив, что от рекламы лекарств больше вреда, чем пользы.
«Давно нужно было это сделать. Посмотрев рекламу, каждый пациент считает себя врачом, он сам себе назначает препараты, которые нужно покупать в аптеках. Чтобы этого не происходило, а также недопонимания между врачом и пациентом, кроме того, чтобы запретить, нужны четко прописанные стандарты лечения», — подчеркнул Сергей Натаров.
Вместо визита к гинекологу - просто «щелкнуть пальцами»
Аналогичное мнение высказала депутат городского Совета депутатов Елена Пензина. «Абсолютно правильный законопроект. Я думаю, если эта инициатива вступит в силу, то она будет эффективна.
Специфика менталитета русского народа состоит в том, что русский человек не привык ходить к врачам и обращается к ним за помощью в крайних случаях, когда фактически медикаментами лечить поздно, а надо в буквальном смысле под скальпель ложиться, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ Елена Пензина.
— Кроме того, часто под видом лекарственных препаратов рекламируются БАДы, употребление которых, как и неконтролируемое самолечение, может оказывать на здоровье не совсем положительный эффект».
Также г-жа Пензина отметила, что, так как люди привыкли доверять информации, распространяемой СМИ, ограничение рекламы лекарств, какое предлагают ввести депутаты Госдумы, на мой взгляд, полезно и поможет сохранить здоровье граждан страны.
«Всю информацию, которую показывают на телевидении, печатают в газетах и так далее, под пометкой «реклама», которую почти никто не замечает, люди воспринимают буквально как рекомендацию. Я считаю, что, безусловно, лечение должен назначать врач. Но, главное, чтобы не было очередного перекоса, когда врачебное сообщество пытается вытянуть с пациентов побольше денег, назначая дорогие и подчас ненужные препараты», — резюмирует депутат.
Причины самолечения лежат
в очередях и общем уровне
обслуживания в поликлиниках
В отличие от федеральных и местных депутатов, красноярские и московские аналитики полагают, что причина самолечения лежит не в вездесущей рекламе медикаментов, а в низком качестве медицины.
Поэтому даже если прекратить упоминать в прессе о лекарствах, покупать их будут все равно. По мнению аналитиков, чтобы бороться с неэффективным использованием лекарственных средств, нужно улучшать качество обслуживания людей в больницах.
«Люди не желают стоять в огромных очередях, особенно в государственных поликлиниках, качественных врачей мало, поэтому больные пытаются сохранять своё время и купить лекарство самому», — говорит аналитик потребительского рынка ИК «Тройка-Диалог» Виктория Соколова.
В том, что с вступлением в силу этого закона количество походов к врачам останется прежним, уверена и заместитель генерального директора по развитию региональной сети аптек «Енисеймед» Марина Касьяненко:
«Люди ведь не ходят к врачам не из-за того, что в СМИ много рекламы медикаментов, а из-за системы здравоохранения. Мы все знаем, как работает наше здравоохранение, когда надо записываться на прием и отстоять огромную очередь, вряд ли кто-то захочет пройти эту процедуру повторно. Людям проще купить лекарства и лечиться дома».
Как только запускают рекламную кампанию спрос на препарат заметно увеличивается
Московские эксперты полагают, что введение в силу этого законопроекта чувствительно ударит по объему продаж лекарственных средств.
«Как только запускают рекламу, продажи увеличиваются на 10-30% в зависимости от препарата, как только рекламная кампания заканчивается — в течение года тренд нисходящий, и к концу года перестают покупать», — утверждает ведущий аналитик фармакологического рынка ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
Однако в «Енисеймеде» отметили, что прямая зависимость объема продаж от рекламы в сфере торговли присутствует всегда, однако есть сомнение, что законопроект сильно скажется на объеме продаж медикаментов:
«Думаю, конкретных потерь со стороны продаж не произойдет. В данный момент реклама поддерживает один препарат, люди покупают более раскрученный рекламой бренд, соответственно хуже продается аналогичный препарат другого производителя.
С вступлением в силу этого закона может произойти перераспределение спроса, то есть начнутся равнозначные продажи аналогичных по характеристике препаратов», — пояснила Марина Касьяненко .
Интересно, что запрет рекламы, как считает и Беляков, должен осуществляться в комплексе с регулярным повышением квалификации провизоров и участковых врачей, которые должны оказывать гражданам квалифицированные консультации в выборе лекарственных средств.
Законопроект может сыграть на руку многим аптечным сетям:
консультироваться будут не с «телевизором», а с профессиональными фармацевтами
Опираясь на этот факт, Марина Касьяненко сделала вывод, что законодательная инициатива может сыграть на руку многим сетям аптек.
«Этот законопроект может привести к тому, что люди начнут чаще обращаться за консультациями к фармацевтам. Я, например, вижу плюсы для нашей аптеки в том, что наша компания всегда специализировалась на выборе профессиональных фармацевтов, тех, кто сможет проконсультировать клиента за первым столом и помочь в выборе любого препарата. И в этом смысле, возможно, что сеть, где работают провизоры и фармацевты высокого уровня, поток клиентов увеличится», — отметила она.
Если закон все-таки примут, то рекламные бюджеты производителей медикаментов все равно даром не пропадут, просто будут потрачены через другие каналы продвижения: на выставках, семинарах и в специализированных изданиях.
Процент рекламы медикаментов в общем объеме рекламы, распространяемой через СМИ, не велик, но все-таки жаль, что средствам массовой информации придется вычеркнуть из списка рекламодателей еще и производителей лекарств.