Половина долгов малого бизнеса — это долги по зарплате. Предприниматели стараются сохранить рабочие места, но в первую очередь гасят задолженности не перед сотрудниками, а перед налоговыми органами и поставщиками.
Такую позицию сами предприниматели объясняют социальной ответственностью перед работниками и лояльностью сотрудников к компании, в которой работают.
Задолженность по зарплате составляет половину всех долгов предприятий малого бизнеса
Эксперты общероссийской общественной организации «ОПОРА России» опросили 300 малых предприятий из 30 регионов России и выяснили, что задолженность по заработной плате на предприятиях малого бизнеса составляет почти половину всех долгов — 48%.
Однако в наличии долгов призналась лишь четверть опрошенных малых предпринимателей. На втором месте (46%) находится задолженность перед поставщиками, 35% — задолженность малых предприятий по налогам, просрочка по кредитам за последние полгода составила 14%.
Президент организации «ОПОРА России» Сергей Борисов рассказал Infox.ru, что большой процент задолженности бизнеса по заработной плате перед своими сотрудниками — показатель социальной ответственности малого бизнеса.
«Когда есть выбор — увольнять или не увольнять, предприниматели выбирают компромисс. Это показывает на гражданскую позицию предпринимателей. Они рассчитывают на то, что будет некое потепление, они верят в то, что ситуация изменится. При падении спроса на 30% из воздуха не возьмешь деньги», — сетует Сергей Борисов.
Красноярские представители среднего и малого бизнеса объяснили, почему предприниматели сначала гасят долги перед государством и поставщиками, а уже потом перед сотрудниками.
Не расчитавшись вовремя с поставщиками можно остаться без товара, а сотрудников придется сокращать
«Давайте выстроим структуру задолженностей малого бизнеса с точки зрения необходимости выплаты. Самым важным для бизнесмена является сохранение рабочих мест и взаимопонимания с поставщиками и клиентами, — рассказывает РМ предприниматель Леонид Елисеев (5 сотрудников).
— Поэтому предпринимателям трудно ввиду тяжелых финансовых условий решить, какую задолженность гасить первой.
Обычно сначала совершают платежи в налоговую службу, поскольку эти задолженности чреваты штрафами, затем гасят долги перед поставщиками, поскольку без новых поставок на старых запасах долго бизнес не протянет. Последними в этой очереди стоят сотрудники, а денег на зарплату уже не хватает, в итоге предпринимателю только остается разговаривать с подчиненными, выплачивать авансы и задерживать зарплату».
«Это оптимальный вариант расчета, — высказывает аналогичное мнение индивидуальный предприниматель Сергей Салтовский (6 сотрудников).
— Понимаете, твой собственный работник поймет, что ты не платишь ему деньги не потому, что ты жадный, а потому что у тебя денег на это не хватает и потому что клиент с тобой еще не рассчитался.
У меня за год несколько раз случались такие ситуации, когда зарплата задерживалась на три недели, и когда выгоднее было вообще бизнес закрыть, а работников распустить. Но ты никого не разогнал, бизнес сохранил, и сотрудники это понимают, поэтому готовы терпеть до зарплаты несколько недель».
Красноярский предприниматель Елена Ласкина (более 20 сотрудников) в разговоре с РМ отметила, что нет ничего удивительного в том, что на первом месту у малых предпринимателей долги по зарплате.
Налоговая в приоритете
«Налоги гасятся предпринимателями в первую очередь, поскольку государство поставило такой приоритет: сначала заплати налоги, потом зарплату (см. подробнее «Сначала налоги, потом зарплата?»).
Тем более на задолженность по выплате налогов начисляется пеня, накладываются штрафные санкции, — отмечает Елена Ласкина.
— Понимаете, когда спрос на услуги малого бизнеса упал на 30-40%, это означает, что предприниматели испытывают большие финансовые трудности и не в состоянии одновременно платить по всем счетам. Небольшой процент долгов по кредитам свидетельствует лишь о том, насколько активно банки кредитуют этот сектор».
При этом все предприниматели уверены, что хоть отношения между владельцами бизнеса и нанятыми работниками строятся на взаимном доверии, все-таки прибегать к такому способу оптимизации затрат, как задержка зарплаты, не считается популярной мерой.
«Сотрудники понимают, что как только компания получит деньги с заказчика, ты им выдашь зарплату, на предельной честности между директором и сотрудниками и строятся взаимоотношения. Однако не стоит этим злоупотреблять, поскольку всегда в таких обстоятельствах есть вероятность, что сотрудник уйдет к более ответственному работодателю», — отмечает Сергей Салтовский.
Главное в малых компаниях - честность между директором
и сотрудниками
Между тем по данным федеральных исследовательских институтов и служб, количество малых предприятий, имеющих негативные ожидания, уменьшается. Предприниматели начинают демонстрировать веру в лучшее.
А вот данные социологического опроса, который провел профильный портал «Альянс Медиа», свидетельствуют, что 37% малых предпринимателей считают: до пика экономического кризиса еще далеко. 32% рассчитывали, что кризис скоро достигнет кульминации, 18% - что кризис уже вышел на максимум.
Красноярские предприниматели, опрошенные РМ, от прогнозов отказались, сославшись на то, что хотя рынок по сравнению с летом немного оживился, делать выводы и строить прогнозы еще рано.