Минфин представил проект нового закона о бухучете, согласно которому малому бизнесу, работающему по упрощенной системе налогообложения, придется вести стандартный бухучет.
Аналитики уверены, что с вступлением в силу этого закона требования к профессионализму бухгалтеров повысятся, как и спрос на квалифицированных специалистов этой области.
Малому бизнесу придется вести стандартный бухучет
Минфин обнародовал проект нового закона о бухучете. Текст законопроекта, содержащий 4 главы и 31 статью, меняет отношение к профессиональным бухгалтерам и подход средних и малых предприятий к введению бухгалтерской отчетности.
Отметим, что концепция нового закона для бухгалтеров появилась еще четыре года назад — в 2005 году. Но тогда предложенный Минфином вариант раскритиковали представители профессиональных групп и бизнес-сообщества. Сейчас чиновники министерства финансов представили переработанный документ.
Согласно законопроекту, вести бухгалтерский учет на крупном предприятии должен будет высококлассный профессиональный специалист, состоящий в штате компании. В документе детально прописаны требования к главному бухгалтеру предприятия, акции которого допущены к обращению на фондовом рынке.
Такой специалист должен иметь высшее профессиональное образование, стаж работы не менее трех лет из последних пяти, не иметь судимости и состоять в саморегулируемой организации. Идентичные требования предъявляются к главбухам страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов.
Законопроектом предусмотрено, что крупные предприятия обязаны нанимать квалифицированных главных бухгалтеров.
Компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, сохранят возможность не перекладывать бремя ведения учета на специально нанятого человека. То есть отчитываться о распределении финансов перед государством по-прежнему сможет и сам директор компании.
При этом, согласно статье 6 законопроекта, малый бизнес, применяющий УСН, лишается возможности отказаться от ведения бухучета. От ведения бухгалтерского учета будут освобождены только индивидуальные предприниматели и подразделения иностранных компаний.
«Действующий закон позволяет руководителю фирмы в зависимости от объема учетной работы самостоятельно вести бухучет. Новый же документ обяжет руководителя компании возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или заказать услугу по ведению учета в сторонней компании», — пояснил в интервью «РБКdaily» глава департамента аутсорсинга бухгалтерских услуг компании «Грант Торнтон» в России Сергей Калинин.
Бухгалтер крупной компании должен иметь высокую квалификацию
Эксперт компании «Консультант Плюс» Алексей Смирнов подчеркивает, что не вести бухучет смогут не только индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы.
Филиалы западных компаний в России также получат право отказаться от бухучета по российским стандартам.
«Кроме того, в законе появятся абсолютно новые разделы, посвященные особенностям бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации компании», — отметил он.
Красноярские бухгалтеры дают позитивную оценку законодательным новациям, повышение требований к профессиональным навыкам главбухов повысит не только качество их работы, но и прибавит статусность бухгалтерскому ремеслу.
«В законе прописаны требования к профессиональным параметрам, и это положительный момент: предполагается, что претендент на должность главного бухгалтера в крупном предприятии, ценные бумаги которого допущены к обращению на фондовом рынке, будет иметь проверенную квалификацию, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ профессиональный бухгалтер с двадцатилетним стажем, и. о. заместителя директора строительной компании «Енисей-Строй» Татьяна Львова.
— Высококлассных бухгалтеров будут еще больше ценить. Сейчас на рынке труда настоящих профессионалов мало, а теперь еще больше повысится их статус, у бухгалтеров появится мотивация обучаться и повышать свою квалификацию».
Также Татьяна Львова отметила, что хотя малым и средним предприятиям законодательно сохранили право вести бухгалтерскую отчетность своими силами, директорам все же придется нанимать бухгалтеров или обращаться за услугами в сторонние организации.
«Согласно ныне действующему закону, полную бухгалтерскую отчетность при УСН вести необязательно, эту работу мог вести и сам директор малого предприятия, поскольку упрощенка сама по себе предполагает, что даже не особенно компетентный в этой области человек сможет составить отчетность своими силами, — отметила г-жа Львова.
— Новый закон обязывает бизнесменов при УСН вести стандартный бухучет, и предприниматели вынуждены будут обращаться в специальные организации, либо нанимать бухгалтера. Поскольку для ведения полного бухучета должен быть нанят соответствующий специалист».
Подпись главбуха на документах больше не нужна
В проекте закона о бухучете, который подготовили специалисты Минфина, отсутствует положение о том, что на документах и отчетности обязательно должна быть подпись главного бухгалтера.
«Директор распоряжается финансами компании, а бухгалтер контролирует, чтобы данные финансовые потоки проходили согласно действующему законодательству.
Поэтому подпись главного бухгалтера считалась очень важным требованием к любым финансовым и отчетным документам. Не совсем понятно, почему это требование не прописано в новой редакции закона», — прокомментировала Татьяна Львова.
Похоже, не жить спокойно малому и среднему бизнесу в России. Лишь недавно был расширен список компаний, которые могут применять упрощенную систему налогообложения (см. «Упрощенка стала еще проще»). И вот теперь, как оказалось, компаниям, решившим сэкономить на упрощенке, придется вести бухучет по полной программе. Рано обрадовались...