Финансовая поддержка регионам в следующем году будет сокращена. Компенсировать недополученные из федерального бюджета субсидии регионы смогут главным образом за счет увеличенного транспортного налога и повышенных акцизов на пиво и алкоголь.
Регионам будет предоставлено право повысить в два раза транспортный налог
Ни для кого не секрет, что бюджет 2010 — дефицитный, поэтому думать о том, как выживать, надо заранее. Этим вопросом озаботились федеральные власти и провели в Смоленске совещание с руководителями субъектов РФ ЦФО и рассказали о новациях межбюджетных отношений на 2010-2012 гг.
На совещании вице-премьер Александр Жуков рассказал, что финансирование в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» будет существенно сокращено, деньги останутся лишь на поддержание основных федеральных трасс. Сокращение отразится на дорожном строительстве в регионах — прямая помощь на осуществление этого вида деятельности оказываться не будет.
Губернаторам сообщили и другие новости. Например, об отказе регионам в масштабной антикризисной помощи: ее оказание планируется только в случае чрезвычайных ситуаций в отдельных регионах.
Также г-н Жуков рассказал, за счет чего региональные бюджеты в ближайшие годы будут затыкать образовавшиеся дыры.
«Регионам будет предоставлено право повысить в два раза транспортный налог, в том числе и на дорожное строительство», — сказал он. Такое право регионы получат со следующего года.
На транзитных номерах можно ездить без учета
Изменятся и налоговые ставки. Так, ставки транспортного налога будут устанавливаться и в зависимости от года выпуска автомобиля, и его экологического класса.
Отметим, что сейчас на федеральном уровне устанавливаются минимальные ставки транспортного налога, зависящие только от мощности двигателей автомобилей.
От подобного нововведения в первую очередь пострадают владельцы подержанных автомобилей, так как их машины не отвечают современным экологическим требованиям. По мнению аналитиков, сильный удар получат и автотранспортные предприятия — обычные автовладельцы предпочтут вообще не оформлять официально покупку авто.
Игорь Старостин
«Люди будут ездить без учета, на транзитных номерах. А налог можно взять при условии, если машина зарегистрирована. Грузовые машины будут ставиться на учет, потому что без этого грузы нельзя перевозить, — рассказал в интервью «Авторадио из Красноярска» директор красноярской компании «Автокредит» Игорь Старостин.
— Ни одна мощная легковая машина не будет стоять на учете, потому что можно платить 100 рублей штрафа за транзитные номера и не платить налог, который сейчас 60 тысяч, а станет 120. Половина будет ездить на транзитах.
Это достаточно сильно отразится на средних автотранспортных предприятиях. Сегодня расценки ничтожно низкие, возить нечего и возят буквально за копейки, на грани себестоимости. Если налог вырастет, им будет еще тяжелее работать, и половина тех, кто остался, придет к банкротству».
Интересно, что хотя транспортный налог и является региональным и сборы за него целиком и полностью идут в местную казну, федеральные власти, подробно рассказав об оптимизации расходов на регионы и порекомендовав губернаторам формировать бюджеты, не рассчитывая на финансовую помощь «свыше», выразили надежду, что пополнять казну таким непопулярным способом, как удвоение транспортного налога, будут не все регионы.
Представители краевой власти относятся к данной мере отрицательно, отметив, что инициатива отразится на налогоплательщиках негативно.
Михаил Васильев
«Увеличивать налоги в нынешней ситуации неправильно, поскольку мы сейчас находимся в состоянии кризиса, судьба которого пока до конца не ясна, и в этой связи дополнительное налогообложение — неверное решение, — комментирует ситуацию РЕКЛАМЕ-МАМЕ депутат Законодательного собрания председатель комитета по экономической политике Михаил Васильев.
— Мы должны понимать, что транспортный налог платят не столько физические лица, сколько организации, которые владеют большим числом единиц транспорта, и существенное увеличение этого налога радости предпринимателям не добавит. Поэтому отношусь к этому негативно.
Но если федеральные власти дают право региональным властям принимать такого рода решения, то, скорее всего, все субъекты федерации этим воспользуются, так как в настоящее время бюджеты всех регионов испытывают дефицит, и в этой связи любой губернатор пойдет на такую меру, как увеличение налогов».
В правительстве края возможность повышения транспортного налога сейчас изучается.
«Вопрос о повышении транспортного налога должен быть рассмотрен дифференцированно. Нельзя говорить о том, чтобы повысить налог всем в 2 раза. Мы намерены внимательно посмотреть налоговую нагрузку и принять решение о целесообразности повышения транспортного налога в течение сентября», — рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ заместитель председателя правительства края, министр финансов Михаил Котюков.
Кроме всего прочего, регионы смогут увеличить акцизы на алкоголь.
По словам замминистра финансов РФ Антона Силуанова, акцизы на пиво, скорее всего, будут увеличены в три раза. В результате, по расчетам Минфина, дополнительные доходы от акцизов на пиво составят 63,8 млрд. рублей. Еще 0,8 млрд. рублей дополнительных доходов принесут акцизы на вино. Как относятся к такой инициативе пивовары, и как увеличение акцизов может отразиться на отрасли, РЕКЛАМА-МАМА уже писала (см. «Пивовары против 9 рублей»).
Также дополнительные поступления в бюджет регионов могут появиться благодаря увеличению акцизов на нефтепродукты, а также госпошлинам. Рост акцизов на топливо принесет региональным бюджетам дополнительно 14,7 млрд. рублей. В целом по подсчетам Минфина ожидается, что дополнительные доходы региональных бюджетов от индексации составят 96,6 млрд. рублей.