Уже в следующем году у владельцев 10-летних авто появится шанс обменять их на 50 000 руб. Правда, не деньгами, а ваучером на покупку нового отечественного автомобиля. Такая программа подстегнет спрос на самые дешевые машины, прежде всего, отечественные.
У владельцев 10-летних авто есть шанс обменять их на деньги
Разговоры о возможности введения утилизационных премий (см. «Продать что-нибудь ненужное») начинают обретать конкретные очертания и сроки. Предварительные предложения по утилизации старых автомобилей вчера были приняты рабочей группой, созданной по поручению премьер-министра, сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга.
«Мы рассчитываем, что программа заработает с 1 января 2010 г.», — говорит директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Цель, которую преследуют власти, — сократить долю неэкологичных и потенциально небезопасных машин на российских дорогах (по данным «Автостата», машины старше 10 лет составляют примерно половину автопарка — 14,7 млн.), а с другой стороны — стимулировать продажи новых отечественных автомобилей, включая иномарки местной сборки.
В пилотном режиме программа начнет действовать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке, говорит Рахманов. Сдать на утилизацию можно будет любой автомобиль не моложе 10 лет — легковой или коммерческий массой не более 3,5 т. Причем хозяин должен владеть машиной не меньше года.
Сдавший машину получит
50 000 рублей
«Машина должна быть на ходу, она должна быть зарегистрирована в ГИБДД, и на нее должен быть полный пакет документов», — рассказывает чиновник. Сдав такую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 000 руб., который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Его стоимость, в отличие от госпрограммы льготного кредитования, не будет ограничена, уверяет Рахманов.
Предполагается, что принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы (в Москве и области утилизация бесплатная), а ГИБДД и Минпромторг будут контролировать процесс. «Сотрудники ГИБДД будут проверять, на кого зарегистрирована машина, не находится ли она в угоне. А министерство будет контролировать VIN-номера, чтобы не допустить сдачу несуществующей машины или сдачу машины два раза», — рассказывает чиновник.
Эта схема предварительная, конкретный механизм должен быть разработан позднее, подчеркнул представитель министерства.
В следующем году в рамках пилотного проекта по утилизации планируется продать до 200 000 новых машин, сообщил Рахманов, т. е. эта программа может обойтись государству в 10 млрд. руб. Минпромторг заявку на необходимую сумму подал в Минфин, однако пока никакого ответа не получил, утверждает чиновник. В Минфине не смогли это прокомментировать.
В нынешнем виде программа вряд ли сильно поможет стимулировать спрос, считает представитель одного из российских автопроизводителей. «Согласно нашим расчетам, спрос со стороны владельцев 10-летних машин будет небольшим: их владельцы небогаты. Стоило бы снизить возраст до семи лет», — говорит он.
Скорее всего, сдавать будут старые «Жигули» и «Волги», ведь массово пересаживаться на иномарки россияне начали лишь с 2003 г., а старые российские машины стоят меньше, чем сумма ваучера, говорит председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев.
Инна Агапитова из компании «Автоцентр-планета», занимающейся торговлей подержанными автомобилями, оценивает 10-летние «Жигули» в среднем в 700 евро. И покупать по этой программе будут, скорее всего, новые Lada, особенно в регионах, считает замдиректора «Автостата» Сергей Удалов: они недороги, а в провинции потребители менее привередливые, чем в столицах.
Утилизация позволит купить только отечественное авто
«Если ваучер можно будет вносить в качестве первоначального взноса при покупке автомобиля в кредит, то человек может купить достаточно дорогое авто», — отмечает Пономарев. Но такую идею рабочая группа пока не рассматривала.
В список пилотных регионов реализации программы Красноярский край не попал, а Дальний Восток его массой подержанных «японок» под вопросом. Что неудивительно — ведь полученные средства можно будет только в отечественный автомобиль. Продавать свое ненужное и покупать российское смогут прежде всего жители «околовазовских» и «окологазовских» регионов России. Ну, и столичные, конечно.