Как только государство ни пытается поддержать российский автопром — и автокредиты субсидирует (см. «Стимуляция при деградации»), и налоговые вычеты при купле-продаже подержанных авто предлагает (см. «Автомобильное налоговычитание»).
И вот еще одна мера: Минпромторг собирается отложить введение стандартов «Евро-4» для продаваемых в России автомобилей до 2012 г.
Переход на новый экологический стандарт откладывается
В 2005 г. правительство утвердило технический регламент, устанавливающий сроки введения новых экологических стандартов для автомобилей: с 1 января 2010 г. все выпускаемые и продаваемые в России модели должны соответствовать нормам «Евро-4».
Теперь Минпромторг разработал поправки в регламент, сообщают «Ведомости».
Документ предполагает введение «Евро-4» с 1 января лишь для новых автомобилей. Для выпускаемых и импортируемых сейчас моделей этот срок предлагается отодвинуть до начала 2012 г. Проект поправок в регламент направлен на межведомственное согласование, говорит директор департамента автопрома и сельского машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов.
В России не хватает
хорошего бензина
Представитель Минпромторга объясняет отсрочку тем, что переход нефтеперерабатывающих заводов на выпуск топлива класса не ниже «Евро-4» был отложен как раз до 2012 г. Постановление об этом премьер-министр Владимир Путин подписал еще 30 декабря 2008 г.
По оценкам главного технолога ВНИИ по нефтепереработке Владимира Булатникова, сейчас в России на долю топлива, соответствующего «Евро-4», приходится 25-30% всего выпуска.
Российские автозаводы рады отсрочке.
АвтоВАЗ выпускает машины, соответствующие нормам «Евро-3», в перспективе планируется переход и на «Евро-4», однако сейчас это неактуально: в России производится недостаточно топлива, удовлетворяющего этому стандарту. Большинство двигателей соответствует нормам «Евро-3», поэтому отсрочка, безусловно, поможет.
Доработка двигателя для «Газели» обошлась в 100 млн. рублей
Переход на «Евро-4» зачастую означает разработку нового двигателя, отмечает директор российского представительства A.T. Kearney Евгений Богданов.
Только доработка существующего двигателя УМЗ для «Газелей» со стандарта «Евро-3» до «Евро-4» обошлась группе ГАЗ более чем в 100 млн. руб., однако эти средства не включают в себя, например, адаптацию автомобилей под улучшенный двигатель.
А вот для иностранных автопроизводителей отсрочка не так важна. Практически все импортируемые в Россию машины соответствуют нормам «Евро-4», поскольку именно такие автомобили производятся в Европе, сообщает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. А вот в России автомобили, соответствующие «Евро-4», практически не производятся.
По мнению аналитика «ВТБ капитала» Елены Сахновой, главная причина отсрочки — недостаток денег у автопроизводителей. В первом полугодии продажи легковых автомобилей упали на 49%. Правда, тот же АвтоВАЗ прогнозирует, что спад закончится не позже 2010 г., а с 2011 г. рынок будет расти в среднем на 21% в год. Но надеяться на то, что через два года производители смогут перейти на «Евро-4», преждевременно, считает Сахнова.
«Даже если рынок и начнет расти, то финансовое положение компаний долгое время будет тяжелым. В этом случае возможны и новые отсрочки, и финансирование перехода на «Евро-4» государством», — резюмирует она.
Евгений Меркушев
Евгений Меркушев, управляющий директор компании «Медведь Холдинг», как и московский аналитик, считает, что введение «Евро-4» — дело не самого близкого будущего.
«Для наших импортеров эта проблема не актуальна, — сказал Евгений Меркушев РЕКЛАМЕ-МАМЕ.
— В свое время действительно была проблема с переходом от «Евро-2» к «Евро-3». Тогда до определенного времени мы должны были ввезти автомобили. Примерно то же будет и с переходом к «Евро-4». Главное то, что не готовы наши производители — у нас нет топлива такого стандарта. Поэтому на деле переход к «Евро-4» станет возможен очень и очень нескоро».
По информации «Российской газеты», отсрочка на руку покупателям машин: новые стандарты привели бы к существенному подорожанию авто. Так, при введении «Евро-3», с 1 января 2008 года, цены подняли все отечественные автопроизводители. Больше всех подорожали «Газели» и «Волги».
Итак, отсрочка введения новых экологических стандартов интересна всем участникам рынка. Жаль только, что вместе с ней откладывается и появление более чистого воздуха в российских городах.