новость

Мэрхаба, сезон отпусков!

Кризис мешает людям путешествовать. Турагентства всего мира отмечают спад продаж. Однако несмотря на снижение потока туристов ситуация в отрасли далека от катастрофической: желающие отправиться на отдых в дальние края по-прежнему находятся.
В красноярских агентствах нынешнее лето также не стало мертвым сезоном. Возможно, однако, благодаря тому, что туристический сезон-2009 в нашем крае проходит под турецким флагом.

Шаг в прошлое

Море, солнце, пальмы...Всемирная туристская организация (WTO), входящая в структуру ООН, объявила, что за первые четыре месяца 2009 года число тех, кто решил выехать на отдых за рубеж, сократилось на 8%.
С января по апрель масштабы международного туризма сократились на 8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На 10% уменьшилось число туристов, посетивших страны Европы.
Это заставило экспертов Всемирной туристской организации пересмотреть прогноз развития отрасли в 2009 году. Они считают, что по сравнению с 2008 годом число туристов, выезжающих за рубеж, сократится на 4-6%.

Это в мире. В России, согласно предварительным прогнозам холдинга «Интурист», снижение спроса на заграничные туры до конца года составит около 22%. Если принять во внимание тот факт, что незадолго до наступления кризиса, в 2007 году, поток российских туристов, выезжавших на отдых за пределы страны, успел вырасти на 20,8%, потери не слишком удручают. Можно считать, что выездной туризм в России просто сделал небольшой шаг в прошлое.

Шагнули ли в недалекое прошлое вместе со всеми туристические фирмы Красноярска? Похоже, что нет. Или этого никто не заметил.

Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Красно­ярского края Евгений Пьянков рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ:

Пляжи ждут краснорцев«Сложно проанализировать состояние дел в отрасли в целом. Но можно, к примеру, судить об этом по количеству работающих у нас туристических компаний — оно не сократилось, люди не перепрофилировали свой бизнес и не ушли с рынка, как прогнозировалось раньше. Сегодня в Красноярском крае по-прежнему работает более 200 турфирм.
Правда, некоторые из них занимаются подобной деятельностью только летом, а зимой оказывают другие услуги, например, консалтинговые. Ну а сейчас сезон отпусков в разгаре, и, как обычно, компании сфокусировали свою работу на направлениях чартерных рейсов».

Зачеркивая звезды

Похоже, что новый сезон отпусков оправдал весенние прогнозы (см. подробнее «Красноярский туристический  бизнес ждет лета»).
Действительно, с наступлением лета количественного спада клиентов не произошло. Как сообщили корреспонденту РМ большинство опрошенных представителей турфирм Красноярска, поток путешественников сравним с показателями прошлого года. Однако все отмечают, что в условиях кризиса люди начали экономить на отдыхе, выбирая самые дешевые туры и охотно соглашаясь на «горячие предложения».

«Как ни крути, страна переживает кризис. Даже если у людей есть деньги, они их придерживают, боятся тратить, не зная, что будет завтра. Экономические факторы влияют на работу турагентств. Однако насколько именно уменьшилось количество туристов, сказать трудно, такой статистики мы не ведем, — говорит директор турагентства «Континент-S» Сергей Богатский.

— Зато могу отметить, что в этом году народ склоняется к выбору традиционных направлений отдыха: это прежде всего Турция, затем Кипр, Тунис, Египет. Причина, понятно, в том, что путешествия в экзотические страны стоят намного дороже.
Изменилось в этом году и соотношение «дорогого» и «дешевого» отдыха — в пользу последнего. Около 70% туристов выбирают трехзвездочные отели, примерно 20% — четыре звезды, а за пятизвездочный комфорт готовы платить лишь 10%. Очень многие обращались в нашу компанию за спецпредложениями, стремясь максимально сэкономить».

Большие звездные отели не в чести
Отели с большим числом звезд
теперь не в чести

«Число наших клиентов в этом году по сравнению с прошлым увеличилось, — рассказывает генеральный директор туристи­ческой компании «Данаско» Дмитрий Бибиков.
— Хотя, я думаю, наши показатели не отражают общей ситуации, поскольку наша компания на туристическом рынке только второй год, и рост клиентуры является закономерным. Однако очевидна тенденция: в этом году люди стараются покупать самые экономичные туры, в пределах 15-25 тысяч рублей».

«Количество туристов не уменьшилось, напротив, на некоторых направлениях оно даже увеличилось, — отмечает директор туристического агентства «Простор» Елена Булатова. — Большим спросом у нас, например, пользуются автобусные туры. Но самый популярный маршрут — конечно, Турция. Этим летом в Турцию поехали даже те, кто совсем не планировал провести там свой отпуск».

Нужен нам берег турецкий

Нужен нам берег турецкийТурция действительно стала хитом продаж и местом массового палом­ничества красноярских туристов.

«Это одно из наиболее востребованных направлений, — говорит Евгений Пьянков. — По большому счету, путешествие в Турцию даже нельзя считать туризмом. Люди едут туда исключительно к морю и солнцу, практически не имея других альтернатив удобного и комфортного пляжного отдыха. В этом году многие из тех, кто раньше поехали бы отдохнуть в Испанию или Хорватию, из экономии остановились на Турции».

Действительно, этим летом выбор в пользу Турции позволил сэкономить значительную долю семейного бюджета. Причина проста. Приход на местный рынок сразу четырех московских компаний («Пегас-туристик», «Анекс-тур», «Тез-тур», «Корал трэвел») резко увеличил предложения на турецкий отдых, и он заметно подешевел. В июне цены на горящий недельный тур по системе «все включено» доходили до небывалых 8-9 тысяч рублей.

Дмитрий Бибиков поясняет: «В начале сезона в городе было заявлено 10 еженедельных чартеров в Турцию, в то время как в предыдущие годы их было не больше трех. В результате, чтобы заполнить рейсы, компаниям пришлось резко снизить цены на путевки, и они установились в среднем на уровне 10-15 тысяч рублей.
Пришлые фирмы решали свои конкурентные задачи, и цена тура не была для них определяющей. Конечно, многие туристы поспешили восполь­зоваться этой возможностью. Позднее туроператоры оптимизировали свои затраты, и рейсов осталось семь. После 10 июля турецкие туры продаются уже по номинальной стоимости».

По большому счету, путешествие в Турцию даже нельзя считать туризмом. Люди едут туда исключительно к морю и солнцу
По большому счету, путешествие в Турцию даже нельзя считать туризмом.
Люди едут туда исключительно к морю и солнцу

Дмитрий Зотин, управляющий директор ООО «Пегас-Красноярск» — одной из четырех упомянутых компаний, расширивших воздушные ворота в Турцию — считает, что кризис и туризм несовместимы:
«Главный, определяющий фактор в нашем бизнесе — это цена. И если она приемлема, то кризис никого не волнует. Отдых остается одной из главных потребностей человека, и люди продолжают летать в отпуск за границу. Могут меняться вкусы и обстоятельства, но все в конечном счете упирается в цену.

Наша компания пока возит туристов только в Турцию, на Анатолийское побережье. Мы не работаем с клиентами напрямую, делаем это через агентства, и, судя по их информации, выросло число тех, кто хочет отдохнуть бюджетно.
В сезон отпусков предложений довольно много, есть на них и спрос. Сейчас, например, у нас пакетный тур в Турцию стоит 30-35 тысяч рублей, и это дешевле, чем отдохнуть, например, в Сочи. «Пегас» думает и о других направлениях, может быть, зимой займемся Таиландом, ведутся переговоры об этом. Но пока рано говорить о планах, нужно отработать сезон».

Работать на яичный бульон

Судя по всему, новые игроки успешно осваивают Сибирь. Обострилась ли в связи с их появлением конкуренция на местном рынке туристических услуг? Наши респонденты так не считают.

«Это московские компании бьются между собой, а для нас мало что изменилось», — считает Елена Булатова. Демпинговые цены на турецкий отдых, по мнению Дмитрия Бибикова, имеют скорее положительное значение: «Увеличение потока туристов за счет значительного снижения цен на отдельном направлении — это лучше, чем ничего. Агентства имели и работу, и дополнительный заработок, пусть и небольшой».

Однако есть и противоположное мнение. Генеральный директор тур­агентства «Алеф» Константин Гончаров полагает:

«Появление у нас крупнейших туроператоров — палка о двух концах. Их задача — закрепиться на местном рынке, поломать друг другу чубы, чтобы потом победитель мог забрать оставшееся. Новые перевозчики совсем не альтруисты, их цель — не обеспечить сибирякам отдых, а заработать на них.

Я считаю, что демпинг носит временный, сезонный и спорадический характер. Конечно, у «турецкого вторжения», как и у каждого явления, есть свои плюсы. Так, многие люди смогли открыть для себя Турцию, осознать, что такой отдых возможен. Но это не значит, что они поедут в Турцию потом.

Ситуация в долгосрочной перспективе кажется мне малоприятной, и отрицательных моментов в ней больше. Когда отрасль работает только на яичный бульон, как грек в одесском анекдоте, заметно теряется профессионализм, страдает качество обслуживания туристов. Позволю себе сравнение: когда не работает система полива, нельзя говорить, что с орошением полей все в порядке, если вдруг начал идти дождь».

Альтернатива душному офису и озерам Хакасии
Альтернатива душному офису, озерам Хакасии или дачным грядкам

Действительно, если отвлечься от Турции, «сделавшей» нынешний туристический сезон Красноярска, общая картина видится немного иначе.

В условиях финансовых затруднений, роста курса доллара и евро, например, заметно пострадало европейское направление путешествий. Правда, и здесь можно найти положительные стороны. «Можно сказать, что, имея количественное снижение спроса, мы выиграли качественно, — считает Константин Гончаров.

— Работать стало интереснее. При уменьшении общего количества европейских поездок усложнилось их внутреннее содержание. Наша компания всегда разделяла путешествие и отдых и придерживалась мнения, что путешествие — это прежде всего саморазвитие. Кризис отсеял «случайных» клиентов, которые говорят, например, «в Испанию не поеду, потому что в Турцию дешевле».

Рукой подать до Салоников

В некотором смысле для Красноярска этим летом Европа стала ближе. Так, впервые за много лет появились прямые рейсы из нашего города в Грецию.

«В Европу из Красноярска не летали с 1999 года, — рассказывает Дмитрий Бибиков. — Греческий оператор «Музенидис трэвел» уже 20 лет работает на севере Греции, в Халкидики, и год от года расширяет свою полетную программу. В этом году, 16 и 17 по счету, к ней присоединились Новосибирск и Красноярск.

Гарантом и организатором рейса «Боинга-737-500» в Салоники выступают греки, самолет проходит дозаправку в Оренбурге. В Красноярске с греческим оператором работают 8 агентств, в том числе «Данаско». Программа находится в стадии раскрутки, и за это лето в Греции побывают не больше 1000 туристов. Но я не сомневаюсь, что это направление будет набирать обороты. Впечатления тех, кто уже съездил в Халкидики, восторженные».

Пляжи Греции ждут красноярцев
Пляжи Греции ждут красноярцев

Иную точку зрения на новый туристический маршрут разделяет Сергей Богатский: «Не думаю, что это направление будет пользоваться большим спросом. В Грецию мы возим туристов давно, через Москву, и в любом варианте это довольно дорогие туры. Я считаю, что прямые рейсы в Европу из Красноярска — это приступ гигантизма. Наша компания, например, пыталась лет 15 назад осуществлять прямые рейсы в Италию, но очень скоро мы убедились, что спрос на них не покрывает затрат».

Впрочем, сам факт, что в условиях кризиса местные туристические ком­пании, пусть даже с помощью «варягов», могут предложить красноярцам что-то новое, внушает надежду.

Так что отдыхайте, дорогие красноярцы, запасайтесь солнцем перед тяжелой и длинной сибирской зимой. Пока есть возможность это делать.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»