статья

Красноярский туристический бизнес ждёт лета

Сфера вляиния

В этом году туристические компании как никогда почувствовали сезонность сво­его бизнеса: кое у кого январь и прак­тически у всех февраль стали месяцами затишья.
Но лето, уверены игроки, будет жарким: пока красноярцы не готовы отказаться от привычного отдыха.

Осень-зима 2008-го преподнесли неприятные сюрпризы для туристических компаний: это и отмена «Красэйр» чартеров в Таиланд, и беспорядки в этой стране. Чуть позже два оператора — «Марко Поло» и «Путешес­твуй» — отменили рейсы на Филиппины и остров Хайнань. Впрочем, свободную нишу полетов в тайскую сторону уже занял московский оператор «Пегас-туристик». Вместе с еще одним москвичом — «Анекс-туром» — они намерены «застолбиться» и в нише летних чартерных рейсов в Турцию. Местный оператор «Дюла-тур» тоже не намерен сдавать свои позиции на этом популярном направлении.

Авиаперевозчики, недавно зашедшие на наш рынок, например, «Орен­буржские авиалинии», готовы возить туристов по другим востребованным направлениям: в ОАЭ, Китай. Так что, уверен заместитель министра по спорту, туризму и молодежной политике края Евгений Пьянков, красно­ярских туристов ожидают «приятные цены» на путевки. А вот турис­тические агентства к этому богатству выбора перевозчиков и операторов относятся настороженно, ведь доля риска для них значительно повышается.

Море, солнце, сёрф

Тревогу бить рано

Объем туристического рынка в Красноярске, по словам директора компании «Там-там» Елены Юсьма, в прошлом году составил 1,5 млрд рублей. Формируют этот объем 213 туристических компаний, работающих в нашем регионе (по данным министерства спорта, туризма и молодежной политики края). Среди них немало сезонных — тех, кто открывается на лето или зиму. Число постоянно работающих на рынке меньше. На столе директора по продажам агентства «Магеллан» Юлии Семеновой лежит список туристических компаний города. Она говорит, основной костяк его сложился еще в 90-х годах. Так вот, в этом списке стабильно работающих фирм — чуть больше 70.

С начала этого года, по результатам мониторинга министерства спорта, туризма и молодежной политики, закрылось уже 8 компаний. Среди них красноярское представительство московского туроператора «Путешест­вуй». Один из старожилов рынка – компания «СВ» — сократила количество своих офисов по городу. Но замминистра Евгений Пьянков уверен: тревогу бить пока рано. Агентства появляются и закрываются ежегодно. И причина этого — не обязательно кризис, а переоценка собственных возможностей, отсутствие опыта или квалифицированных кадров, неудачный менеджмент.

Елена Юсьма Елена Юсьма:
«Ситуация на туристическом рынке постепенно выправляется».

Но уже сейчас компании говорят о снижении рентабельности. Самый сильный удар пришелся на крупных московских операторов. Снижение туристического потока (в целом по России на 20%) оказалось весьма существенным.
Проблемы с кредитованием тоже внесли свою лепту: оборотных средств мало, возникают сложности с бронированием отелей. К тому же позакрывались небольшие агентства, которые в совокупности поставляли немало туристов.

Представители красноярских турагентств также сетуют, что рентабельность упала. Директор туристической компании «Самей» Галина Дудина: «Работаем по спецпред­ложениям. Поэтому о какой рентабельности можно говорить? Иногда работаем в минус, иногда — в ноль». Елена Юсьма добавляет, что до начала кризисных процессов доходность бизнеса составляла около 30%.

А вот количественного спада, по крайней мере, летом, никто не ждет.

Елена Юсьма отмечает: «Уже сейчас число отправляемых туристов по сравнению с прошлым годом увеличилось на 11,9%, а объем продаж — на 10,6%. Но люди сейчас отдают предпочтение более экономичным турам». Галина Дудина: «Количество туристов не изменилось. Поменялся лишь качественный состав — больше стало тех, кто предпочитает отдыхать по каким-либо акциям, выбирает «горячие туры». Директор компании «Апельсин» Елена Анодина рассказывает: «В марте по раннему брони­рованию у нас уже купили путевки на июнь, июль. Пока подводить какие-то итоги рановато, но, думаю, все будет нормально».

Новичок — туроператор «Анекс-тур», который начал свою деятельность в нашем городе в апреле этого года, — тоже полон амбиций. Управляющий директор офиса «Анекс-тур» Умит Озгюр в Красноярске говорит, что в целом по России компания запланировала увеличение потока с 400 тысяч туристов до 570 тысяч.

Конкуренция

В Красноярском крае работает 213 туристических компаний. Из них в Красноярске — 190. Лидеры рынка: «Дюла-тур», «Самей», «Магеллан» и др. В прошлом году на рынок зашел московский оператор «Пегас-туристик», в этом — «Анекс-тур».

Самые востребованные направления: Египет, Таиланд, Турция, ОАЭ, Китай, экскурсионные туры по Европе.

По России наибольшей популярностью пользуются экскурсионные туры в Москву, Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», горнолыжные туры (Красноярск, Дивногорск, Ергаки, Шерегеш, Гладенькая, Байкальск), оздоровительный отдых (Красноярский край, Алтайский край, Республика Хакасия) и отдых на озёрах Шарыповского района и Республики Хакасия. Средняя рентабельность турис­тического бизнеса — 20-30%.

На дачу в Турцию

В этом сезоне Турция обещает стать хитом продаж. К привычным уже чартерам от «Дюла-тур» добавляются регулярные рейсы от московских операторов «Пегас-туристик» и «Анекс-тур». В неделю планируется отправлять 1400 туристов. По словам Галины Дудиной, цифра для Красно­ярска огромная.

Евгений Пьянков прогнозирует: «Емкость рынка не так велика, как, скажем, в Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге. Так что не исклю­чено, что превышение предложения над спросом может повлечь сокращение и корректировку ранее запущенных программ». Галина Дудина считает, что такой объем предложения скажется прежде всего на ценах. «В Турцию теперь не полетит только ленивый», — смеется эксперт.

Умит Озгюр уверен: своего клиента его компания в любом случае получит. «Анекс-тур» готов при необходимости менять ценовую политику.

По словам руководителя отдела рекламы и PR группы компаний «Дюла» Анны Шишкиной, красноярский оператор тоже не намерен отказываться от этого популярного у красноярцев направления.

Турецкие отели готовы идти туристам навстречу. Впервые за последние годы цены на путевки остались на уровне прошлогодних, а местами даже снизились. Случай небывалый: обычно повышение составляло от 10 до 30%. Стало гораздо больше специальных бонусных предложений — к примеру, при покупке трех ночей четвертая бесплатно. Некоторые отели готовы сделать скидку до 120$ за одного человека. Галина Дудина говорит, если бы не скачок доллара, путевки стоили бы еще меньше.

Первые полеты в Турцию заявлены уже 25 апреля. По мнению Юлии Семеновой, это не самая удачная идея: «В Турции в это время еще холодно. Погода там начинается с конца мая. А Красноярск начинал летать с первых чисел июля. Турция — для ленивых, главные её плюсы – море и солнце. Поэтому кто полетит, когда еще прохладно, — большой вопрос». Галина Дудина готова поспорить с коллегой: «Уже сейчас самолет на 25 апреля заполнен практически наполовину. Для первого рейса это очень даже неплохо».

Не только Турция готова предоставлять скидки. Юлия Семенова уверяет: в этом году даже лучшие отели Объединенных Арабских Эмиратов стали дешевле на 40%. Плюс перелет подешевел на 500$. Так что, в рублевом эквиваленте цена путевки практически не изменилась по сравнению с прошлым годом.

Скорректировал цены в сторону уменьшения и Китай. Здесь тоже большую роль сыграло снижение цен на перелеты. По словам генерального директора компании «Сибирь-тур» Валерия Казанцева, еще в марте билет Красноярск — Пекин — Красноярск стоил 23-24 тысячи рублей, сейчас — 18 тысяч.

Но не все подстраиваются под условия, которые диктует экономическая ситуация. К примеру, чешские Карловы Вары не то что не снизили цену — напротив, подняли ее.

Такую же позицию, правда, только в отношении туристов из России, занимают и отечественные отели. Для иностранцев же они разрабатывают системы скидок. Если в вашем кармане паспорт с двуглавым орлом — отдых на массовых пляжных направлениях за границей для вас на 20-30% дешевле, чем на Родине (данные Российского союза туриндустрии).
Для сравнения, 14 июньских дней в трехзвездочном отеле (с системой «all inclusive») на двоих в Анталии с перелетом из Новосибирска стоят от 75 тысяч рублей. Аналогичный пакет в Сочи с трехразовым питанием и перелетом — от 90 тысяч. По словам Елены Юсьма, в компании «Там-там» объем продаж туристических путевок по России ежегодно снижается в пользу Турции и Египта на 13-15%.

Красиво и некомфортно

Евгений Пьянков уверен: сейчас хорошее время для развития туризма в крае. «В период глобального кризиса люди не перестают путешествовать, но начинают осваивать близкие территории», — считает заместитель министра.

Евгений Пьянков Евгений Пьянков:
«Кризис льет воду на мельницу внутреннего туризма».

Туризмом по Красноярскому краю занимается примерно 15% от общего числа компаний. Юлия Наумова, директор одной из фирм-долгожителей «Саянское кольцо», смогла насчитать 5-6 своих конкурентов. Так мало, потому что этот бизнес требует серьезных затрат, а рентабельность небольшая.

Красноярский край в плане туризма — пока terra incognita. Юлия Наумова сетует: на завоевание рынка и продвижение продукта уходит немало времени.

Конечно, туристическое направление в регионе развивается. 10 лет назад выбор у любителей отдыха близ Красноярска был совсем уж скуден. Сейчас появилось много новых мест отдыха: «Снежная долина», «Такмак», «Туманный» в Хакасии. Но, по словам г-жи Наумовой, это капля в море.

У соседей ежегодно вводятся десятки новых баз и санаториев, у нас — единицы. Причем и заполняется база на том же Алтае буквально за сезон. Нашим же предпринимателям нужно потратить не один год, чтобы привлечь к себе внимание. Хотя у Красноярского края есть преимущество — водоемы. На Алтае в холодных горных реках способны купаться только экстремалы.

Юлия Семенова в свое время работала и на рынке внутреннего туризма. Она уверена: главная проблема — неразвитая инфраструктура. По красоте природы край и с живописной Хорватией может поспорить, а вот по комфорту — увы…

Юлия Наумова уверена: популяризировать край нужно одновременно с развитием дорог, кафе, отелей. «Вот губернатор обозначил Енисейск как перспективное место для туризма, — говорит директор «Саянского кольца», — дескать, пусть приезжают иностранцы. А где их размещать? Нужны нормальные гостиницы». Санаторно-курортное лечение — тоже предложение не для туристов. Своим мест не хватает.

Весьма перспективное направление — туры по Енисею. Несмотря на то, что по великой реке давно уже не ходят именно туристические корабли, в европейской части до сих пор спрашивают подобные туры. Но Красноярскому краю предложить нечего, нет технической возможности. Между тем, есть пример соседей: осваивать Лену взялся немецкий туроператор, который занялся и техническим оснащением проекта, и наполняемостью. Сейчас по этой реке с удовольствие путешествуют европейцы.

Сколько стоит отдых в России и за границей

Сравнение средних цен на турпакеты Сочи, Крыма и Анапы со средними ценами турпакетов Турции, Египта и Болгарии в выборочных объектах размещения уровня 3* на 1 человека в стандартном 2-местном номере по курсу $1=34 рубля, 1 евро=45 рублей. 12 дней/11 ночей из Москвы.

НаправлениеИюньИюльАвгустПитание
Турция 25 124 28 287 31 023 All inclusive
Египет 27 075 24 470 28 600 All inclusive
Болгария 25 080 33 885 36 945 All inclusive
Сочи 27 170 33 763 37 492 2-3-разовое
Анапа 31 268 39 502 40 762 3-разовое
Крым 29 300 38 377 42 305 2-3-разовое

Источник: комиссия по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии

Кто останется на плаву

В своих прогнозах участники рынка единодушны: лето будет жарким. За счет прихода новых сильных игроков — «Анекс-тура», «Пегас-туристика» — конкуренция усилится.

Елена Юсьма уверена: несмотря на оптимистичные прогнозы на лето, 2009 год будет тяжелым для всех туристических компаний: «Думаю, будет активный передел рынка. Произойдет это как за счет уже зашедших операторов, так и за счет попыток появления новых. Рентабельность для эффективных фирм сохранится на минимально приемлемом уровне. Те же, кто не сумеет оптимизироваться, уйдут с рынка».

С директором компании «Тамтам» солидарен и управляющий директор «Анекс-тура» в Красноярске. Умит Озгюр прогнозирует: «До конца года многие агентства не выдержат кризиса. Уйдут прежде всего мелкие, сезонные. А вот у сетевиков и местных крупных компаний все будет в порядке. У них уже есть серьезный бюджет, и они ко всему готовы».

Елена Анодина тоже уверена, что агентства, проработавшие, как минимум, 5 лет, пусть даже и небольшие, сумеют остаться на плаву: «У них уже есть своя наработанная клиентура. Тяжко придется тем, кто арендует помещения: придется как-то оптимизировать расходы».

Юлия Наумова, напротив, уверена, что надеяться на пул постоянных клиентов сейчас, по меньшей мере, наивно: «Наша позиция — активность на рынке. Даже в кризис люди не должны видеть, что эта экономическая ситуация как-то тебя задевает. Сервис, сроки заездов – ничего не должно меняться. И, конечно, необходимо предлагать что-то новое: маршруты, программы».

Практически все игроки намерены активно осваивать интернет-технологии. «Сейчас покупаем программное обеспечение, — рассказывает Юлия Семенова, — хотим привлекать клиента посредством Интернета. Это очень выгодно: при минимальных затратах максимальная эффективность».
Есть свой сайт и у компании «Сибирь-тур», там можно оставлять заявки. Валерий Казанцев говорит, что его фирма планирует и дальше развивать онлайн-сервисы.
Компания «Саянское кольцо» свой сайт планирует сделать своеобразным «центром туризма в сети»: помимо собственно туров и прайсов, портал содержит информацию о регионах, с которыми работает фирма, их культуре, достопримечательностях и даже погоде.

Давать долгосрочные прогнозы сейчас не решается никто. Но Галина Дудина уверена: «Один кризис пережили. Переживем и этот».

Резюме

Чтобы не потерять клиентов, участники туристического рынка ведут гибкую ценовую политику, устраивают специальные акции, формируют «горячие предложения». Конкуренция ужесточается — за счет прихода крупных московских операторов и новых авиаперевозчиков.

Для туристов сейчас хорошее время, поскольку цены на путевки падают. Бизнесу сложнее: рентабельность сохраняется на минимально приемлемом уровне. Самые большие шансы пережить кризис у крупных компаний, сетевиков и «семейных» турфирм, сосредоточенных на конкретной нише и конкретной группе клиентов.

Перемещения потока туристов из заграничных курортов в Россию эксперты не ждут: пока отечественные отели не могут предложить оптимальное сочетание «цена-качество». Кризис может сыграть на руку развитию туризма в крае, но при условии развития инфраструктуры.

Светлана Степанищенко
Журнал «Сфера влияния»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).