Красноярские краевые власти назвали виновных в нынешнем повышении цен на бензин — на этот раз ими оказались не заправщики, а сами производители топлива.
На минувшей неделе министр промышленности и энергетики края Денис Пашков обвинил топливные компании в спекуляции. «Мы возмущены тем, что происходит сегодня на рынке. С начала года оптовая цена на нефтепродукты в среднем увеличилась на 60%, а на самый популярный 92-ой бензин — на 117%. В то же время розничные продавцы подняли цены не более чем на 40%», — сообщил Пашков на встрече с журналистами.
По мнению правительства Красноярского края, налицо абсолютно спекулятивное настроение нефтяных компаний на рынке, никак не связанное с мировым уровнем цен. «Потому что если сравнивать текущий уровень цен на нефть и тот уровень, что был год назад, это абсолютно несопоставимые вещи», — аргументировал свою позицию глава минпромэнерго края.
Власти края обратились в УФАС с просьбой все-таки разобраться с ситуацией, происходящей на рынке ГСМ. Впрочем, и сама Федеральная антимонопольная служба уже давно «воюет» с нефтяниками — в прошлом году за «монопольно высокие цены» на четыре крупнейшие нефтяные компании России были наложены взыскания в размере от 1,1 млрд. рублей на каждую. Но ни одна из них пока не заплатила в казну выписанный штраф, сообщает «Российская газета».
Впрочем, и усилия ФАС, и заявления г-на Пашкова по поводу «спекуляции» могут быть не расслышаны на самом верху.
На недавнем совещании в Ростовской области премьер-министр России Владимир Путин четко высказался против искусственного сдерживания низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. По словам Путина, если резко опустить ставки акцизов, то не будет соответствующих сборов в бюджет, который и так исполняется достаточно напряженно.
Собственно, стремление добиться наполнения бюджета и есть, по-видимому, основная причина роста потребительских цен на ГСМ в этом году.
При падении уровня других поступлений, налога на прибыль, НДФЛ, снижения мировых цен на сырье и пр., акцизы на те товары, которые будут пользоваться спросом при любой цене, — водка и бензин — становятся одними из самых стабильных источников доходов бюджета.
Ведь наше государство давно отказалось от практики запуска «печатного станка» при нехватке средств, дабы не провоцировать галлопирующую инфляцию. Значит, все эти многочисленные антикризисные госпрограммы поддержки экономики и борьбы с безработицей должен кто-то оплачивать, и еще в декабре 2008 г. премьер-министр заявил, что нефтяники могут возмещать убытки на внутренних потребителях.
«За счет людей с большими и даже средними доходами, которые все-таки могут позволить себе иметь машину и покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди людей, которые остро нуждаются: инвалиды, пенсионеры, военнослужащие», — заявил Владимир Путин во время последней «прямой линии» с гражданами России.
При подписании в 2008 г.
«соглашения о сотрудничестве»,
вопросы стоимости ГСМ, по словам С. Богданчикова,
не затрагивались
Впрочем, ДЕЛА.ru понимает и возмущение правительства Красноярского края.
Дело в том, что бензин по России стоит как-то уж больно неравномерно. Чем дальше на восток, чем меньше конкуренция среди нефтяных компаний и НПЗ — тем дороже бензин для конечных потребителей.
В Омске и Новосибирске, не говоря уж о Кузбассе, бензин гораздо дешевле, чем в Красноярске, а в Иркутске — много дороже. Поскольку в Иркутске рядом только один НПЗ.
О сложной топливной ситуации в Красноярском крае ДЕЛА.ru уже неоднократно писали (см. подробнее «Бензиновые страсти» и «От кого «откусит» Роснефть?»). У края остался практически единственный гарантированный оптовый поставщик ГСМ — Роснефть, ближайшие крупные «нероснефтевские» нефтеперерабатывающие заводы находятся в Западной Сибири, и доля их продукции (речь прежде всего о Газпромнефти) в нашей рознице невелика.
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы региона —
Ачинский НПЗ и Ангарский НПЗ — принадлежат Роснефти
В этом смысле Красноярскому краю деваться особо некуда. Как заявлял ранее глава Роснефти Сергей Богданчиков по поводу стоимости бензина в крае: «Иллюзий быть не должно. Сколько он стоит на рынке, столько и будет стоить. Есть сезонные колебания, есть рыночные, но говорить о том, что мы будем заниматься социальной поддержкой через снижение стоимости топлива, неправильно».
И то верно, пусть социальную поддержу неимущих, тех, что едут в душных маршрутках по своим бесплатным социальными проездным, косвенно оплачивают те, кто проносится мимо в быстрых и красивых авто с кондиционерами.
Другое дело, что такими темпами последних может вскоре остаться совсем мало, а первых изрядно прибавится. Хватит ли тогда у государства денег на социальные продукты и бесплатные маршрутки?