Государство продолжает кампанию по вытеснению праворульных автомобилей с российских дорог. Запрета на эксплуатацию иномарок с правым рулем не будет, однако в правительстве обсуждается идея о повышении для них тарифа по ОСАГО.
С инициативой увеличения страховки для владельцев праворульных машин выступил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Поводом к повышению страховых взносов называется большая аварийность иномарок с правым рулем по сравнению с леворульными автомобилями.
На Дальнем Востоке и в Сибири праворульных машин более 80%
Сегодня в России 2,2 миллиона машин, или каждая пятая иномарка, имеют правый руль. На Дальнем Востоке и в Сибири таких автомобилей более 80%.
Первым действенным ударом по ним в России стало введение заградительных пошлин на ввоз иномарок. В результате за 4 месяца число преодолевших границу «японок» снизилось в 24 раза по сравнению с этим же периодом прошлого года.
Затем были попытки запретить правый руль в рамках пока еще не принятого нового технического регламента для автомобилей (см. «Японкам» — красный свет»), хотя, как обещают в правительстве, на уже зарегистрированные в России иномарки запреты действовать не будут. Вот для них как раз и придумали трюк со страховкой.
«Страховые принципы, которые будут распространяться на деятельность таких транспортных средств, будут предусматривать более высокие ставки в случае причинения вреда третьим лицам», — цитирует слова Игоря Шувалова агентство «Интерфакс».
По мнению вице-премьера, праворульные иномарки являются более опасными источниками ДТП, чем все прочие участники движения. Опаснее в два раза, — так «подсчитала» правительственная комиссия по техническому регулированию, которая занимается подготовкой регламента в отношении машин с правым рулем.
По неофициальной статистике, число смертей в ДТП с праворульными «японками» ниже
Эти «в два раза», однако, не подкреплены ничем. За 18 лет эксплуатации японских машин на дорогах страны официальной статистики, которая могла бы предоставить данные о том, какие именно авто — с правым или левым рулем — чаще попадают в ДТП, так и не появилось.
Но есть статистика неофициальная. На сайтах автолюбителей можно встретить анализ данных ГИБДД о количестве погибших и раненных в ДТП за 2004 год. Согласно ему на Дальнем Востоке и в Сибири, где большинство машин имеет правый руль, а дороги хуже, чем в других регионах России, число смертельных аварий меньше, чем в среднем по стране.
Объясняется это просто: японские автомобили снабжены системами безопасности, в частности, подушками и элементами жесткости, усиливающими прочность кузова.
«Дальний Восток — один из лидеров России по числу автомобилей «на душу населения», — рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ Артем Потехин, руководитель web-проекта 24auto.ru, — и при этом имеет более низкие по сравнению с другими регионами показатели аварийности».
Так что, получается, антиправорульные действия чиновников, радеющих о безопасности дорожного движения, напротив, в некоторой степени покушаются на эту самую безопасность.
Артем Потехин
Реальная причина ограничений, однако, не аварийность, а содействие бизнесу официальных дилеров иностранных заводов, которые продают в России новые машины, и пресловутая «поддержка российского автопрома».
«Скорее всего, новые тарифы страхования автомобилей с правым рулем будут приняты, — считает Артем Потехин. — Помешать государству, которое поддерживает олигархов, простые автомобилисты не смогут».
Впрочем, и государство вряд ли заставит хозяев «японок», пусть и бывших в употреблении, пересесть на «классику» от «Автоваза». Ездить на японских подержанных машинах, несмотря на повышение страховки, все равно будет выгоднее, чем на новых иномарках или едва сошедших с конвейера вазовских автомобилях.
В заключение — маленькая подробность из жизни идеолога повышения страховочных тарифов. Согласно «Сведениям об имущественном положении и доходах членов правительства РФ и т.п.», господин Шувалов имеет в личной собственности четыре Mercedes, Jaguar и Ford плюс правительственный ЗИЛ. Ну что ему за дело до вашей единственной Toyota?