Темпы роста рынка платного телевидения замедляются. Участники рынка, в том числе и красноярские, переносят акценты с кабельного ТВ на другие перспективные направления, например, подключение к Интернету и IPTV.
Темпы роста рынка платного телевидения замедляются
Входящая в пятерку крупнейших операторов платного ТВ компания «ЭР-Телеком Холдинг» по итогам первого квартала получила выручку 1,075 млрд рублей и 160 млн чистой прибыли (против 230 млн рублей чистого убытка за аналогичный период 2008 года). Результатов компании удалось достичь за счет антикризисных мер, в частности, приостановки строительства сетей в городах и снижения темпов набора абонентской базы, пишет BFM.ru.
«Реализованные мероприятия позволили обеспечить выход компании на безубыточность по операционной прибыли, со смещением на один год по отношению к ранее утвержденной стратегии, а также высокую рентабельность бизнеса на уровне 25% по чистой прибыли», — уточняет генеральный директор «Эр-Телекома» Андрей Семериков.
В четвертом квартале операторы еще продолжали достраивать сети и подключали новых абонентов, поэтому по итогам года показали неплохие результаты, считает аналитик IKS-Consulting Елена Крылова: «Однако уже в первом квартале многие компании «заморозили» свои проекты, и притока новых пользователей сейчас почти нет». По ее оценкам, в настоящее время ежемесячный доход на одного абонента (ARPU) составляет порядка 150 рублей.
«Прежде всего, прирост числа абонентов платного ТВ замедлился на московском рынке», — рассказала пресс-секретарь «Комстара» (компания предоставляет услуги в массовом сегменте под марками «Стрим», «Стрим-ТВ») Екатерина Невская. — Это связано с общей тенденцией по сокращению расходов населения, что, конечно, сказалось на спросе на дополнительные услуги».
Так, число столичных пользователей услуги double play (широкополосный доступ в Интернет, IPTV) в четвертом квартале 2008 снизилось на 1% по сравнению с третьим кварталом 2008 года — до 145 тысяч абонентов. «Сейчас замедляется рост подключений к Интернету, а динамика подключений по платному телевидению не показывает снижения», — отмечает руководитель пресс-службы «Акадо-Столица» Дмитрий Захаров.
По итогам 2009 года рынок все же вырастет, но это произойдет в основном за счет подключенных в прошлом году абонентов, считают эксперты. Совокупная абонентская база операторов платного телевидения в России может увеличиться в среднем на 5%, а объем рынка в денежном выражении — на 10%, прогнозирует Елена Крылова.
По мнению Екатерины Невской, абонентская база операторов будет расти в основном за счет региональных пользователей: «В Москве больше развлечений, чем в регионах. Там, зачастую, нет и тех 20 каналов, которые есть у столичных жителей. Поэтому в регионах продолжают активно подключаться к этой услуге».
Олег Морозов
Замедление темпов развития отрасли отмечают и красноярские компании.
«Кризис тонизирует участников этого рынка: пересматриваются инвестиционные проекты, просчитывается эффективность текущего бизнеса и его отдача, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор мультимедийного оператора «Мультима» Олег Морозов. — В этом отношении и мультимедийный оператор «Мультима» не стал исключением: мы пошли на небольшое реформирование бюджетов, но при этом продолжится и строительство сети, и внедрение новых услуг».
При этом Олег Морозов отметил, что за первые четыре месяца 2009 года рост абонбазы (кабельное ТВ) по сравнению с 2008 года составил чуть больше 5%. «Работы по строительству новых сетей продолжаются, но темпы их снизились. Во-первых, сейчас у нас самая большая зона покрытия в Красноярске по сравнению с другими операторами кабельного ТВ. Во-вторых, параллельно с телевидением мы активно развиваем другую нашу услугу — подключение к сети Интернет. На это направлены значительные силы, в том числе на строительство сетей и продвижение», — уточнил г-н Морозов.
«Действительно, тенденции к замедлению развития рынка видны: приостановлено строительство сетей, снижены темпы роста абонентской базы, — рассказывает РМ технический директор ООО «Крастелеком» Борис Пацук. — Но это связано не столько со снижением платежеспособности населения и антикризисными мерами, в ходе которых были оптимизированы расходы на развитие, сколько с другими факторами».
Участники рынка становятся мультисервисными, предоставляя доступ
в Интернет
Под «другими факторами» Борис Пацук подразумевает происходящую сейчас в компании реорганизацию. Дело в том, что ООО «Крастелеком» не так давно была куплена телекоммуникационным холдингом «РусИнтерКом», (ранее ГК «Норильск Телеком»). Под эгидой «РусИнтерКом» в Красноярске продвигается бренд «Мультима».
«Сделка произошла еще в прошлом году. Но активные изменения компании начались в марте. Сейчас проходит реорганизация компании, то есть ее изменение под форматы и стандарты «РусИнтерКома». Большинство финансовых вливаний направлено именно на это. Период реорганизации займет около полугода, после чего компания возобновит темпы развития», — уточняет Борис Пацук.
После того как «Крастелеком» придет в полное соотвествие требованиям «РусИнтерКома», ему присвоят новый бренд, и компания станет неотделимой частью холдинга. Ранее такая же участь постигла красноярскую компанию «Астрон». Сейчас «Астрон» входит в структуру холдинга и работает под торговой маркой «Мультима».
Люди скорее ограничат себя в еде, чем в привычных способах отдыха
«Покупками небольших компаний в сфере платного телевидения в Красноярске занимается только «РусИнтерКом», другие крупные участники рынка, такие как «Растр», развиваются сами, продолжают строить сети, и расширять абонентскую базу, — утверждает г-н Пацук. — Таким образом «РусИнтерКом» увеличивает свою долю на рынке, наращивает абонентскую базу, обеспечивая холдингу весомое место в отрасли.
Сфера кабельного телевидения не является высокодоходным бизнесом, но если у компании имеется достаточная база постоянных абонентов, то компания рентабельность не потеряет, даже если заморозит темпы развития».
Перспективность развития телекоммуникационной отрасли отмечает и Олег Морозов, прогнозируя рост рынка кабельного ТВ в 2009 году.
«В кабельном ТВ, как и в Интернете, потенциальных и реальных абонентов привлекает доступность. По результатам социологических исследований, люди скорее как-то ограничат себя в еде, чем в этих привычных способах отдыха. К тому же активные игроки телекоммуникационного рынка, и мы в их числе, начинают запускать цифровое телевидение. Естественно, новые технологии не обеспечат значительного дохода в 2009 году, но они заложат хороший фундамент в будущее развитие компаний».