новость

Закон джунглей: теперь и в вашем офисе

Кризис нанес удар по деловой этике. Цивилизованные отношения в бизнесе в последнее время все чаще сменяются произволом — по отношению как к партнерам, так и к собственным сотрудникам.
Тенденция подтверждается исследованием компании «Комкон», посвященным соблюдению фирмами деловых обязательств в условиях экономического кризиса.

Деловая репутация в России намного меньше значит, чем в развитых обществах
Деловая этика в России
в «трудную годину» забывается быстрее, чем в развитых обществах

Согласно данным компании «Комкон», только третья часть респондентов не видит никаких изменений в финансовых взаимоотношениях с клиентами и партнерами своей фирмы. С задержкой платежей по заключенным конт­рактам сталкивались 67% опрошенных, а 40% отметили, что в их компании участились отказы от платежей.

«С начала 90-х годов российский бизнес прошел большой путь развития цивилизо­ванных бизнес-отношений. Всего несколько месяцев кризиса начинают сметать наши достижения.
Неплатежи в текущей ситуации — это не просто неспособность погасить свои задолженности по выполненным проектам, это становится универсальным экспресс-объяснением в отношениях компаний. Часто не предпринимается никаких попыток обсудить рассрочку долга, его реструктуризацию, принести извинения. Реальность такова, что заявления многих компаний о соблюдении деловой этики не проходят проверку трудными временами», — отмечает Елена Конева, генеральный директор «Комкон», цитирует Sostav.ru.

Для некоторых кризис превращается в универсальную отговорку, в способ не платить по счетам
Для некоторых кризис превращается в универсальную отговорку, в способ не платить по счетам

Известны случаи, когда фирма составляет список своих дебиторов, помечая тех, кто «не даст отпора»: с ними можно легко поступить по принципу «кому я должен, всем прощаю».

Директор Института национальной стратегии Станислав Бельковский, в интервью RBCdaily говорит: «Многие крупные компании заин­тересованы в выполнении обязательств в первую очередь перед своими акционерами и топ-менеджерами и только потом — перед партнерами и рядовыми сотрудниками».

«Скорее соглашусь, что такой феномен может сейчас наблюдаться, — считает Владимир Перекотий, генеральный директор Агентства рыночных коммуникаций «БрэндОН». — В общем-то, это и понятно: чем трудней година, тем больше нужен хлеб и меньше волнует этика. Теперь, когда бизнес стал жить ощутимо хуже, вынужден экономить, и главная цель у бизнесов — выживать, для некоторых нравственно слабых личностей из числа топ-менеджмента и хозяев бизнеса вопросы честности, выполнения взятых обязательств отходят на второй план».

«Действительно, в последние месяцы часто приходится сталкиваться с нарушениями деловой этики, — отмечает руководитель отдела продаж фирмы «Аверс» Максим Багаев. — Когда дело касается выживания, практика взаимных уступок или соблюдение взаимных интересов порой уходят на второй план. Люди, которые нечестно поступают по отношению к своим партнерам, идут на это потому, что сами поставлены в тупиковую ситуацию, их «ломают» обстоятельства. То, что мы наблюдаем сейчас, — предсказуемое и неизбежное следствие серьезного финансового кризиса».

Если ты не можешь дать отпора, то и долги тебе могут не вернуть
Если ты не можешь дать отпора, то и долги тебе могут не вернуть

Причем, по мнению Владимира Перекотия, пренебрежение деловой этикой не будет иметь для бизнеса фатальных последствий.
«Деловая репутация в России намного меньше значит, чем в развитых обществах, — считает он. — Конечно, если какой-то бизнесмен не выполнил свои обязательства, «кинул» кого-то, то определенная волна пойдет. Но она, к сожалению, сильно не скажется непосредственно на его бизнесе. Думаю, сейчас частично вернется практика выбивания долгов в том смысле, как это раньше было. Не думаю, что дойдет до утюгов на груди, но в том, что в бизнес-среде повысится криминальность, мало сомневаюсь».

«Одичание» российского бизнеса наглядно прослеживается в цифрах. Среди тех, кто потерял работу в связи с ухудшением экономической ситуации, 60% написали заявление об увольнении по собственному желанию по принуждению начальства. И только 47% из тех, кто был уволен, получили все положенные выплаты.
Лишь четверть респондентов были заранее, за 2 месяца, предупреждены о сокращении. Выходное пособие в размере средней зарплаты за 2 месяца заплатили также только четверти опрошенных. А запись в трудовую книжку об увольнении в связи с сокращением численности персонала организации получили всего 18% работников.

Эксперты говорят о возможности новой криминализации бизнес-среды
Эксперты говорят о возможности новой криминализации
бизнес-среды

С нарушением обязательств столкнулись не только сокращенные сотрудники, но и те, кому удалось избежать увольнения.
В марте с задержкой заработной платы, личной или у ближайших родственников, имели дело 32% опрошенных. Эксперты опасаются, что в страну возвращается кризис неплатежей начала 1990-х.

Бороться с законами офисных джунглей практи­чески бесполезно. Олег Шеин, заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике, считает:
«В России трудовое право является фикцией». Когда отдельный работник пытается отстаивать свои права, он почти всегда терпит неудачу. В ситуации, массовых увольнений могли бы помочь профсоюзы. «Но, — подчеркивает Олег Шеин, — к сожалению, реальное профсоюзное движение развито в стране очень слабо, поэтому естест­венно, что о людей вытирают ноги».

«Я лично руководствуюсь простым правилом: делаешь выводы относительно человека, и стараешься больше с ним не иметь дел и не соприкасаться,  — считает Владимир Перекотий.

 

Опрос РМ. Столкнулись ли вы с нарушениями деловой этики?

Светлана, частный предприниматель:
— С тем, что нарушения обязательств происходят в связи с кризисом сплошь и рядом, я согласна на 100%. Партнеры, которых мы считали надежными, взяли товар на реализацию и скрылись в неизвестном направ­лении, не отвечают на телефонные звонки. В офисе остались лишь расписки, каждая на приличную сумму денег.
Но, в общем, их тоже можно оправдать: в связи с огромными сокращениями мы потеряли большую часть своих клиентов, которым стало нечем рассчи­тываться за наш товар. Между тем муниципальная аренда выросла в два раза, а Федеральная налоговая служба собирается в качестве меры по борьбе с кризисом ввести новый налог для предпринимателей — по 0,5% с каждого перечисления денег. Как прикажете выживать в таких условиях?

Инна, редактор:

— Когда я устраивалась на новую работу, мы договорились с директором о конкретной сумме моей зарплаты. Работа была сделана, и в ходе ее выполнения интернет-трафик и представительские расходы я оплачивала сама. Но когда пришло время расчетов, оказалось, что денег у директора нет. Ни слова о том, что зарплату она, как выяснилось, собиралась отдавать мне частями, заранее сказано не было.

Сергей, управляющий директор сети спортивных магазинов:
— Мы со своей стороны стараемся выполнять все данные обязательства, пусть даже в ущерб себе, поскольку не хотим нарушать отношения с нашими партнерами и поставщиками и усугублять и без того непростую ситуацию на рынке.
Конечно, если позволяют обстоятельства и есть соглашение, которое удовлетворяет и нас, и наших партнеров, мы откладываем решение финан­сового вопроса на более благоприятный период. Но в иных случаях мы платим любой ценой, сохраняя свои деловые позиции. Сейчас это важнее, чем получать прибыль.

Софья, журналист:

— Меня «кинули» уже дважды. Оба работодателя остались должны мне приличные суммы денег, и оба обещали со временем заплатить. Знаю, что некоторым из моих коллег, которые действовали более решительно, удалось добиться погашения хотя бы части долга, но я, честно говоря, уже устала просить. Да и времени на это нет, надо работать и кормить семью. Сейчас я уже и не надеюсь, что когда-нибудь получу заработанное.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).