21 марта в красноярском горсовете чиновники, представители общественности и единственный депутат — Алексей Додатко — обсудили внешний вид красноярских остановок общественного транспорта.
Напомним, в городе утверждена программа благоустройства остановок, и сейчас на сайте мэрии идет голосование за архитектурные варианты остановочных павильонов (см. подр. «Мэрия зовет голосовать за остановки»).
Чиновникам понравились варианты «Варианта 999», теперь выбор должны сделать жители города
В ходе обсуждения выяснилось, что с помощью этой программы в текущем году чиновники рассчитывают лишь «залатать остановочные дыры» — то есть установить павильоны и обустроить остановки там, где сейчас нет вообще ничего. Однако в администрации согласны, что в будущем остановочные пункты должны стать одним из элементов, формирующих комплексную городскую среду,
поэтому готовы объявить среди горожан творческий конкурс на разработку проекта остановки, которая устроила бы всех.
Обсуждение стартовало с пояснений заместителя руководителя департамента горхозяйства по благоустройству Владислава Логинова о том, откуда же взялись варианты остановок, за которые сейчас на сайте мэрии голосуют горожане.
Оказывается, их определили участники одного из совещаний глав районов у мэра Эдхама Акбулатова, просто вспомнив остановки в центре, внешний вид которых им приглянулся. После этого работники департамента выехали на места, сфотографировали эти остановки, определили их происхождение (оказалось, все изготовила фирма «Вариант 999») и выставили на сайт. Позже туда же добавили варианты от депутатов и горожан.
Теперь, по словам Логинова, чиновники ждут результатов голосования — оно заканчивается в конце марта.
Депутат Додатко, однако, предложил работникам департамента не руководствоваться исключительно пожеланиями людей, но при выборе опираться и на «соображения профессионального плана».
«Какой смысл ставить на дороге, которая ведет, к примеру, ко мне на дачу в Минино, теплую остановку на 200 человек, если туда едет 20 бабушек? Не все же упирается в логику общественного голосования. Было очевидно, что люди выберут самый красивый вариант — если бы мы выставили остановку с колоннами, фонтанами и лебедями, выбрали бы его. В городе же разные места с разной наполняемостью», — сказал Додатко.
Логинов подтвердил, что в будущем в такой логике и стоит работать — на центральных пересадочных пунктах ставить самые «нарядные» остановки, на окраинах ограничиваться самыми простыми.
Главный специалист отдела пассажирских перевозок департамента транспорта Игорь Манченко заметил, что по действующим нормативам — еще советским — устанавливать остановочные павильоны и нужно исходя из существующего пассажиропотока.
«Если остановка имеет небольшой пассажиропоток, там надо устанавливать малогабаритные павильоны, а на узловых пунктах — максимально вместительные. Вместимость павильона определяется исходя из расчета 4 пассажира на 1 кв. м.
Если так считать, то на Предмостной и Перенсона должны стоять остановки чуть поменьше дворца, небольшие автовокзалы», — сказал Манченко, заключив, что в рамках действующей программы их точно не построить.
Согласно нормативам на Перенсона должен стоять остановочный дворец
По его словам, на выделенные сейчас средства в мэрии рассчитывают благоустроить в этом году остановочные пункты, на которых пока нет вообще никакой инфраструктуры. Сейчас в списке 27 адресов.
Таким образом, ни о каком комплексном изменении облика городских остановок речи пока не идет, скорее — о латании дыр.
Руководитель красноярского отделения федерации автовладельцев России Павел Стабров обратил внимание чиновников на то, что предложенные варианты остановок недостаточно прочны.
«Поликарбонат — не так чтобы сильно прочный материал, в Черемушках такие павильоны разнесут в клочья в течение недели, а поликарбонат осядет на дачах в Минино», — сказал Стабров.
Он призвал работников мэрии не зацикливаться на единообразном облике остановок.
«Абсолютно не обязательно, чтобы все остановки, разнесенные друг от друга на несколько километров, имели бы единообразный вид. У нас есть дизайнерские идеи, есть студенты СФУ, которые тоже могут какие-то интересные вещи делать, и не обязательно из поликарбоната: я говорил с ними, у них есть вандалоустойчивые варианты из клееного бруса.
Давайте, может, творческий конкурс организуем среди молодняка, они поучаствуют, расскажут своим друзьям, а друзья не будут крушить остановки, которые сделал корефан с соседнего курса, и расскажут другим корефанам в Шинниках, что так делать не надо», — предложил Стабров.
Логинов поспорил с ним относительно единообразия: по его мнению, оно необходимо, поскольку остановка — «это инфраструктура дороги, которая не может быть из рыбьего пузыря или раскрашенной под гжель».
А вот против творческого конкурса Логинов не возражал, хоть и отметил, что предложения не должны ограничиваться эскизными проектами, авторы обязаны четко представлять себе, где, кто и за какие деньги готов воплотить их в жизнь. Додатко тут же предложил такой конкурс инициировать.
В свою очередь аспирант института градостроительства СФУ Алена Черноплечая пообещала подключить к конкурсу «своих студентов».
Предложенные варианты остановок девушка раскритиковала — по ее убеждению, остановки в Сибири должны быть теплыми, «особенно на крупных узлах», потому что «ждать зимой автобус по 40 минут на существующих остановках холодно».
Манченко принялся было возражать, что таких интервалов в движении автобусов в городе нет, на что присутствующие посоветовали ему пересаживаться из личного в общественный транспорт.
«Нам предлагают остановки люди, которые ездят на автомобилях», — сделала вывод и одновременно обозначила самую суть проблемы Черноплечая.
Первую в Красноярске теплую остановку разгромили через два месяца после появления
В итоге участники обсуждения решили: в этом году чиновники быстро и недорого, по уже существующим проектам
реализуют программу «скорой остановочной помощи», устанавливая павильоны там, где с остановками совсем беда.
Параллельно в городе проводится конкурс, в рамках которого варианты остановочных павильонов предлагают уже сами горожане. Из этих проектов выбираются лучшие, по ним готовится проектная документация, и в ближайшие годы они, конечно же, будут воплощены, а Красноярск засияет и преобразится.
Но это в будущем, а оно, как известно, может и не наступить, ведь выборы в горсовет к тому времени пройдут, и число радетелей за новое качество городской среды изрядно поубавится. Так что пока горожанам придется померзнуть в ожидании транспорта в остановках от фирмы «Вариант 999», а то и в чистом поле.
Ну, не беда. Скоро весна.