Дискуссия о запрете строительства завода ферросплавов вышла на новый уровень — власти признали, что речь идет уже не только о судьбе данного производства, но и о перспективах развития всей промышленности в городе вообще.
Активность любителей «чистого белого снега» делает эти перспективы туманными.

Председатель Союза промышленников и предпринимателей края размышлял сегодня о необходимости заводов
3 ноября в Красноярске должен был пройти круглый стол, посвященный самой злободневной теме последнего месяца, с участием членов рабочей группы по вопросам строительства завода ферросплавов, активистов общественного движения «Красноярск против», представителей научного сообщества.
Должен был — потому что по факту на мероприятие явились лишь глава рабочей группы Михаил Васильев и общественник Артем Речицкий.
Задавал тон встрече Васильев. Он с порога заявил, что пока сам не определился, нужен ли городу ферросплавный завод. Зато имеет вполне ясную позицию относительно развития промышленности в целом.

Одними офисами Красноярск не прокормится
«У меня одна позиция — Красноярску были нужны заводы, и я надеюсь, что и в будущем будут нужны. Я вас уверяю — одними офисными делами Красноярск себя не прокормит.
Человечество не придумало других способов для повышения уровня жизни, кроме как заниматься материальным производством. Но любое производство стоит нагрузки на экологию. И нужно четко понимать, какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы в городе появились новые рабочие места и новая налогооблагаемая база», — сказал Васильев.
Развивая свою мысль, он отметил, что пока обсуждение ферросплавного завода в СМИ и интернете носит любительский характер. Однако в таких важных вопросах, как оценка воздействия на экологическую обстановку, нужно полагаться на мнение экспертов.
«Для ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» рабочая группа уже подготовила порядка 60 вопросов — от самых наивных до технически выверенных. Сегодня мы провели большое рабочее совещание с экспертами и попросили их в течение 2 недель также подготовить список вопросов, которые в перечень не попали. Потом мы отдадим эти вопросы в «ЧЕК-СУ.ВК», чтобы они подготовили ответы. И когда они ответят, возникнет дискуссия, появится конкретика», — рассказал Васильев.
После этого политик признался, что, по его ощущениям, сейчас в городе речь идет уже не о судьбе конкретно этого завода.

Более всего воздух в Красноярске загрязняют автомобили, три ТЭЦ и КРАЗ
«Потому что следом возникают аналогичные вопросы по большому количеству предприятий, как существующих, так и тех, которые мы как власть предполагаем строить на территории края и для строительства которых проводим экономические форумы и участвуем в рейтингах инвестиционной привлекательности. Это ведь не ради того, чтобы сделать красивее нашего губернатора или организовать пиар пошире и поглубже. Это ради того, чтобы привлекать инвесторов.
Но если население не будет готово к этому (а судя по происходящему, оно не готово), значит, нам нужно более предметно работать на стадии предпроектного разъяснения и пропаганды этой промышленной политики, чтобы у людей было четкое понимание, куда пойдут работать их дети и какова будет у них зарплата», — сообщил Васильев.
При этом он раскритиковал митинг как форму выражения общественного мнения.
«Нельзя просто собрать 200-300 тыс. человек и что-то решить», — сказал Васильев, призвав активистов следовать прописанным в законе процедурам. Однако тут же признал, что в соответствии с законодательством вопросами экологии занимается Федерация.
«Госдума может сказать, что Красноярский край в силу, например, избыточного количества тяжелых производств на ближайшие 50 лет освобождается от строительства заводов. Такой закон будет иметь силу. Но аналогичный краевой закон, будь он даже принят, окажется ничтожен с момента принятия. У нас нет прямых компетенций что-либо запретить».
Речицкий на протяжении всей встречи предпочитал отмалчиваться и старательно уходил от всех вопросов журналистов, ссылаясь на то, что не может говорить за все движение «Красноярск против», потому что руководителем его не является, да и руководителей у него как таковых нет.
Удивил он прессу и своим признанием в том, что не знает о вспыхнувших в последнее время акциях протеста, направленных против строительства заводов в других городах, например, в Омске.
Под занавес Васильев заверил, что строить «ЧЕК-СУ.ВК» не начнет минимум до февраля — поскольку это невозможно технически из-за отсутствия рабочей документации.
«А бегать за ними и проверять, есть у них там экскаватор, который мусор гребет, или нет, я не буду. Не оправдывая, а объясняя ту рабочую активность, что у них там на площадке есть, скажу, что они вывозят тот рабочий мусор, который там копился за время паузы в эксплуатации: хозяин у предприятия был, но оно не работало. Вот там и была активность, пока мы не приехали и не сказали: «Ну-ка, прекращайте!»
Зильбермана даже временно отстранили от руководства за то, что он по наивности умудрился разместить заказ на сварочные услуги в Красноярске. А сварка нужна была, чтобы срезать там металлолом», — объяснил Васильев.