На прошлой неделе министр промышленности и энергетики края Денис Пашков представил отчет о господдержке машиностроительной отрасли. За два года на поддержку предприятий было потрачено свыше 100 млн руб. Однако до сих пор некоторые машиностроительные предприятия края балансируют на грани, в шаге от банкротства.
Правительство края рассмотрело промежуточные итоги реализации закона о государственной поддержке организаций машиностроительного комплекса. На эту отрасль в 2009 г. было направлено 65,8 млн руб., в текущем чуть меньше — 54,4 млн руб.
Господдержка главным образом выражалась в том, что за счет краевого бюджета субсидировалась часть затрат предприятий на производство оборудования (электро-, электронного и оптического) и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Также предприятиям компенсируется часть процентной ставки по кредитам, привлеченным для производства инновационной продукции или продукции, которая идет на экспорт.
Денис Пашков уверен, что бюджетная поддержка позволила машиностроительным предприятиям края стабилизировать экономическую ситуацию
Как рассказал ДЕЛА.ru министр промышленности и энергетики края Денис Пашков, оказанные меры позволили машиностроительным предприятиям края стабилизировать экономическую ситуацию, сохранить рабочие места и начать производство новых видов продукции. Отметим, что в число получивших господдержку вошли не все машиностроительные предприятия комплекса края. Субсидии получили только ОАО «ДЗНВА», ЗАО «ПО Сибтяжмаш», ФГУП «НПП «Радиосвязь», ОАО «ЭВРЗ», ОАО «Восточно-Сибирский завод металлоконструкций» и ОАО «Красмаш».
«Во многом благодаря мерам господдержки сохранено производство на Дивногорском заводе низковольтных аппаратов, где в прошлом году была сложная ситуация. Сегодня на предприятии работает около тысячи человек, завод осваивает выпуск новых видов оборудования. Прирост отгруженной продукции по итогам января-июня составил 127%», — пояснил Денис Пашков.
Также начал производство нового оборудования «Сибтяжмаш». Теперь завод производит краны со спредером для погрузки железнодорожных контейнеров. Портфель заказов предприятия составляет 400 млн руб. ОАО «Красмаш» приступило к изготовлению блочно-модульных котельных на твердом топливе. На ФГУП «НПП «Радиосвязь» разработана технология производства малогабаритной навигационной аппаратуры и приобретено оборудование для ее выпуска. ОАО «ЭВРЗ» закупило оборудование для ремонта новых видов вагонов, электропоездов и провело модернизацию подвижного состава. ОАО «Восточно-Сибирский завод металлоконструкций» реализует проект по развитию горячей оцинковки металла.
Генеральный директор ОАО «ДЗНВА» Андрей Лопатин (предприятие получило большую часть выделенных бюджетом средств) в разговоре с ДЕЛА.ru подчеркнул, что некоторым предприятиям господдержка помогает выжить, а заводу низковольтных автоматов развиваться.
Для ДЗНВА господдержка — это вопрос не выживания, а развития
«Когда мы получили первые деньги из краевого бюджета (это было в конце 2009 г. — 26,8 млн руб.), дивногорский завод стабильно работал. Господдержка помогла нам „нарастить мускулы“: мы увеличили объем производства нашей основной продукции — автоматических выключателей, смогли запустить в серийное производство новый тип оборудования — комплектные трансформаторные устройства, — рассказывает Андрей Лопатин.
— За счёт краевых субсидий мы пополнили запас оборотных средств и сейчас готовы выйти на ещё более значительные цифры по производству продукции, заказы на которую расписаны вперёд на несколько месяцев. Поэтому для нас, отмечу ещё раз, господдержка или её отсутствие — это не вопрос выживания.
Но радует именно тот факт, что и краевые власти думают не о выживании машиностроительного комплекса, они думают о его развитии, на которое направлена программа мер господдержки. И эффект от неё — это не только новые технологические разработки, но и новые рабочие места на предприятиях, и дополнительные налоговые отчисления».
Между тем, сколько бы правительство не выделяло средств на отрасль, экономические проблемы на машиностроительных предприятиях края остаются.
Недавно Управление федеральной налоговой службы по Красноярскому краю потребовало через Арбитражный суд признать ООО «КТМ» (предприятии создано на базе ООО «Крастяжмаш») банкротом. Судебное разбирательство по данному делу назначено на 28 сентября.
Напомним, год назад дочерняя структура ГП КК «Корпорация «Красноярск-2020» «Инжиниринговый центр Красноярск 2020» объявлял о привлечении кредитных ресурсов под гарантии регионального правительства для реализации антикризисного проекта, направленного на стимулирование производства инновационной горнодобывающей и горнотранспортной техники в регионе. В рамках этого проекта на Красноярском заводе тяжелого машиностроения (ООО «КТМ») собирались запускать производство новых моделей карьерных самосвалов и экскаваторов.
Денис Пашков, комментируя для ДЕЛА.ru поданное в суд заявление «налоговиков», отметил, что, «наверное, преждевременно до решения суда говорить о „спасении“ предприятия, которое не считает себя должником и банкротом». По его словам, в настоящее время постановления налогового органа о взыскании недоимок за счет имущества ООО «КТМ» обжалуются в Арбитражном суде Красноярского края, также ООО «КТМ» уплачивает недоимку, по которой отсутствуют возражения. Кроме того, в министерстве экономики и регионального развития края рассматривается бизнес-план ООО «КТМ» по производству инновационной горнодобывающей и горнотранспортной техники в Красноярском крае (горных экскаваторов КТМ).
Господдержка приводит к положительным результатам лишь на отдельных предприятиях
Проблемы в отрасли не ограничивается возбуждением судебного производства в отношении ООО «КТМ».
ОАО «Электрокомплекс», расположенное в Минусинске, и до последнего значившееся в списке предприятий, которые получат господдержку, признало себя банкротом.
Ранее долги завода составляли порядка 13 млн руб., на сегодняшний момент они снижаются, в правительстве края разрабатывается проект по дальнейшей работе завода.
30 августа Арбитражный суд рассмотрит дело о банкротстве ОАО «Восточно-Сибирский завод металлоконструкций». Напомним, ОАО «ВС ЗМК» в этом году вошел в число предприятий, получивших от государства субсидию.
Складывается стойкое ощущение, что господдержка машиностроительной отрасли приводит к положительным результатам лишь на отдельных предприятиях и приносит лишь точечный эффект. Главное, чтобы и тот не оказался временным.