1 апреля красноярские эксперты дизайна, депутаты и чиновники выбирали символику для Универсиады-2019. Несмотря на то, что Красноярск еще не победил в заявочной кампании, они серьезно озаботились созданием фирменного стиля мероприятия.
На роль талисмана Универсиады претендуют снегирь, медведь, лось и лайка — последняя пришлась экспертам по душе более всего. Впрочем, окончательный выбор талисмана доверят народу: после доработки маскоты выставят на общественное голосование в интернете.
Красноярск еще не выиграл право проводить Универсиаду,
но ее символику обсуждали по полной программе
Заседание «экспертно-креативной группы» по оценке фирменного стиля Универсиады-2019 в Красноярске возглавляла замгубернатора Екатерина Пешкова. Открывая мероприятие, она поведала, что экспертам «представлено 3 бюллетеня для голосования, которые содержат фирменный стиль, талисман и слоган Универсиады».
По ее словам, ранее оргкомитет разослал письма в дизайнерские агентства с предложением разработать фирменный стиль Универсиады на безвозмездной основе — ведь в случае поражения в заявочной кампании «потом трудно будет объяснить, для чего были потрачены средства на разработку стиля». Кроме того, важно было, чтобы эту работу выполнили именно красноярцы.
В итоге откликнулись две компании — SmartHeart и ARTSTYLE, которые и готовы представить свои работы на суд совета.
«Кого-то уже можно будет потрогать, кого-то посмотреть на бумаге», — пообещала Пешкова, и мероприятие стартовало.
Дизайнеры пояснили экспертам выбор талисманов
Представитель SmartHeart Иван Крюков рассказал, что при выборе фирменного стиля, слогана и персонажа для Универсиады в компании отталкивались от идеи, что «Красноярск — это город, который живет зимой и хочет поделиться ею со всем миром». Отсюда слоган — Winter will unite the world. В качестве талисмана Крюков предложил снегиря как «живое воплощение снежного солнца, теплое внутри».
Снегирь был взят за то, что умеет летать
«Пусть кто-то скажет, что снегирь — это неспортивно. На первый взгляд он может показаться толстеньким, но это птица, и он умеет летать. Поэтому одно из имен — это Улет. Второй вариант имени — Юник, воплощение идеи объединения», — рассказал Крюков.
Следом за ним работы компании ARTSTYLE — а там подготовили сразу пять концепций символики — представил ее художественный директор Александр Шинкаренко. Здесь при разработке оформления Универсиады отталкивались от идеи, что «зима у нас — самая настоящая», и от мотива «сказочной Сибири».
«Первая тема хорошо отражена ее слоганом — Real winter, здесь мы отталкиваемся от того, что в Красноярске ты можешь увидеть самую настоящую зиму — но не бойся, мы тебя согреем. Второй концепт на эту же тему, но с большим уклоном в сторону волшебности и этномотивов, слоган —Energy of Siberia, энергия Сибири. Третья тема — Winter sun, winter fun, тема зимнего веселья, задорная и молодежная. Следующая тема — волшебная Сибирь, слоган — Welcome to winter, он красиво сокращается до W2W. И наконец, последняя тема — это традиционный глобалистический мотив объединения со слоганами Big winter game. Join in либо Big winter game. Enter», — рассказал Шинкаренко, добавив, что неиспользованным остался еще один слоган, U are the universe.
Здесь Шинкаренко сделал паузу, во время которой членам совета раздали сувенирку — толстовки, кружки и т.п. с разными вариантами символики Универсиады.
Екатерине Пешковой дали потрогать плюшевых лосей
«А что с талисманами?» — поинтересовалась Пешкова.
«Сейчас расскажем и потом покажем», — пообещал Шинкаренко.
«А нельзя трогать и рассказывать?» — не сдавалась Пешкова.
«Можно. Если сильно просите, то можно», — уступил Шинкаренко и попросил раздать экспертам сшитые талисманы. Девушки вынесли фигурки лося.
По мысли «Артстиля», Лось символизирует собой местную продвинутую молодежь
«Первый талисман — лось Юрок, в имени закодирована надпись You are OK, ты в порядке. Это предполагает, что иностранец читает — ну, типа, все в порядке, все зашибись, не волнуйся, все о’кей, и ты о’кей, — пояснил Шинкаренко.
— Это лось-индивидуалист, олицетворение продвинутой молодежи, свитерочек у него должен быть модным, шарфики понтовые. Он студент, спортсмен, просто красавец и душа любой компании. Ему все нипочем, он рожден побеждать».
Эксперты радостно тискали плюшевых лосей, а девушки уже раздавали им игрушечных собачек.
Дизайнеры, а вслед за ними и участники заседания пожелали сделать лайку символом Сибири
«Следующий талисман — Ю лайк, или Юлайка. Тут тоже игра идет в названии. Мы выяснили, что в представлении многих Сибирь связана с лайкой. Если для Австралии кенгуру — то для нас именно лайка близка к харизматичному персонажу, говорящему о территории. Кроме того, она жизнерадостна, не устает, маньячка такая, и если говорить о спортивных качествах — то олицетворяет спорт. И верный спутник в суровых условиях. Верный, надежный друг», — сказал Шинкаренко.
Третьим талисманом был «маленький белый медвежонок по имени Урсик», который «спортивен и молод», отдаленно напоминает Умку из незабвенного советского мультфильма и является «младшим братом сочинского медведя».
Медведя представили как брата сочинского талисмана
На этом с докладами было покончено. Пешкова предложила высказаться членам совета.
Главными экспертами по части дизайна, как водится, оказались депутаты Заксобрания и чиновники (что они вообще делали в составе экспертного совета, вопрос отдельный).
Так, депутат Людмила Магомедова поведала, что из всех «зверушек» ее более всего зацепил «конечно, медвежонок», поскольку «он нам более, конечно, близок». А вот снегирь, по мнению Магомедовой ,«это не очень снегирь, а стареющая Каркуша из передачи «Спокойной ночи малыши».
Депутат Егор Васильев также отдал предпочтение медведю — и снегирю «в молодежном исполнении». В лосе Васильева не устроили черные очки: депутат констатировал, что «лось несколько надменный, он не наш».
«Лось не наш, у нас олени», — поддакнула Магомедова.
«Да из лося оленя сделать пять минут делов», — утешил коллег еще один депутат, Владимир Демидов,
попутно признавшись, что в докладе Шинкаренко ему больше всего запомнилась фраза «лось — олицетворение продвинутой молодежи».
Своим мнением о предложенных слоганах поделился и министр спорта Сергей Алексеев.
Эксперты разделились во мнениях, но большинство выбрало собаку
Словно смутившись, что тон на вроде бы экспертном совете задают чиновники и депутаты, Пешкова призвала высказаться и настоящих специалистов.
Профессор института архитектуры и дизайна СФУ Мария Куликова сообщила, что видит в представленных работах «огромный потенциал», но также и «много графических недоработок».
«Ощущение, что работа длилась недолго. Надо серьезно поработать, чтобы вывести проекты на достойный уровень. В каждом знаке есть своя изюминка, но каждому пока чего-то не хватает», — сказала Полякова.
Фотограф-дизайнер Сергей Савин отметил, что два варианта логотипов от компании ARTSTYLE «напоминают фирменные стили производителей оборудования и одежды для сноуборда». Из предложенных логотипов ему приглянулась лишь лайка — но, в отличие от депутатов, свой выбор он смог вполне внятно аргументировать.
«Лось — это Финляндия и Канада, это за ними закреплено.
Медведь закреплен за Россией и в плохом, и в хорошем смысле, и вообще медведем, честно говоря, все сыты. Привлекать в Россию медведем — это как матрешкой звать.
Олень, конечно, хороший символ, но в последние 2–3 года в молодежной среде это очень модный образ, и к 2019 году он будет прошлым веком.
По поводу хаски — это гениальная находка «Артстиля», это сейчас очень модная порода, стоит огромных денег. Последний бренд, который привлекал в Россию, — это автомат АК-47, это более модно, чем водка, матрешки и черная икра. А хаски — самое лучшее, что можно сказать о Сибири. Хаски можно обыгрывать — это на годы за нами закрепится», — сказал Савин.
Кроме маскота Универсиады, предстоит еще выбрать и логотип
Понравился ему и снегирь, но беда, по словам Савина, в том, что «у нас снегиря в городе не бывает». «Хаски бывает — прогуливаются с ним за руку», — заявил он.
Другие эксперты призвали Савина не путать лаек и хаски — в качестве талисмана предлагается именно лайка.
Директор филиала ВГТРК, «КГТРК Красноярск», Василий Нелюбин признался, что, по его ощущениям, многие варианта дизайна «готовились с колес». В этом плане его поддержали и несколько других экспертов, предложивших доработать внешний вид талисманов и особенно лайки.
Антон Шаталов, по его собственному выражению, «вставил ложку дегтя в этот праздник жизни» и призвал собравшихся задуматься над тем, «что студенты 2019 года — это сегодняшние школьники».
«Слоганы, которые я вижу — U are the universe, W2W, — это все из 90-х, давно пережеванное. Сленг к 2019 году может здорово поменяться.
Возьмем Real WINter — здесь выделено слово WIN, но во фразе остаются начала еще каких-то четырех слов, которые можно расшифровать как «революция», «алюминий», «терроризм» и так далее».
В итоге эксперты решили голосовать. 19 голосов получила лайка, 3 голоса — медведь, по 2 голоса — снегирь и лось.
При выборе слогана 12 голосов получил Real winter, 11 — W2W, 3 — «Энергия Сибири». Наконец, в номинации «символика» победу также одержала тема Real winter.
На совете победил слоган про суровую красноярскую зиму
Посовещавшись еще немного, члены совета решили дать дизайнерам еще 2 недели на доработку образов талисманов, после чего собраться вновь, обсудить их и выставить на народное голосование в интернете.