Год назад, с 1 июля 2008 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О рекламе», которые вводят тендерную процедуру получения права на установку рекламных конструкций.
В Красноярске ни формы, ни правил этой процедуры до сих пор не разработано, и это отрицательно сказывается на состоянии рынка наружной рекламы.
Общественный совет по рекламе отстаивает интересы наружников в затяжной борьбе с управлением наружной рекламы администрации Красноярска и другими надзорными органами.
В прошлом году на основании изменений в федеральном законодательстве городской Совет внес поправки в местный закон о рекламе, которые устанавливали в качестве формы торгов аукцион. А в апреле нынешнего года стало известно, что городские власти намерены заменить аукционы конкурсами.
Узнав о готовящихся изменениях, владельцы красноярских компаний по производству наружной рекламы, входящие в Общественный совет по рекламе (в настоящее время Профессиональная ассоциация красноярских рекламистов), направили письменное обращение к депутатам городского Совета и Законодательного собрания Красноярского края.
В письме они обратились к парламентариям с просьбой не менять существующую форму торгов. Обращение ОСР (ПАРК) к депутатам городского Совета поддержало Красноярское региональное отделение «Деловой России», которое также просит взвешенно подойти к рассмотрению данного вопроса (см. «Рекламисты против конкурсов»).
Лев Закаурцев: «Форма конкурса непрозрачна»
«Власти хотят снова вернуть форму конкурсов, — рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ председатель ОСР, генеральный директор РА «Ориентир-М», сопредседатель КРО «Деловая Россия» Лев Закаурцев. — Мы считаем введение этой поправки не совсем правильным. Форма конкурса непрозрачна, чревата нарушением антимонопольного законодательства. У нас в городе уже был опыт проведения торгов в форме конкурса, и ничего хорошего из этого не получилось».
По мнению рекламистов, процедура торгов на право установки баннеров в форме аукциона дает возможность открытой конкурентной борьбы и объективного подведения итогов. В случае изменения типа торгов с аукционного на конкурсный у чиновников появятся возможности устанавливать выгодные им условия торгов и критерии определения победителей. По мнению участников рынка, торги в форме конкурса не только таят угрозу коррупции, но и лишают городской бюджет части финансовых поступлений.
Обе формы торгов преследуют одинаковые цели. Но выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — тот, кто предложил лучшие условия, в том числе цену.
«Конкурс — вещь срочная. Представим, что вы узнали о требованиях конкурса раньше меня на месяц. У вас больше времени подготовиться, вы и выиграете конкурс. Или же, предположим, вы лично знакомы с куратором конкурса, и он посодействовал вашей победе. А торги в форме аукциона четко определяют победителя без каких-либо коррупционных моментов, поскольку выигрывает тот, кто предложит большую цену», — подчеркивает Лев Закаурцев.
Еще один негативный фактор — форма конкурса подразумевает немалые дополнительные затраты участников на подготовку к торгам, что затруднит участие в них малого и среднего бизнеса.
Сергей Титаренко, руководитель управления по наружной рекламе должен был еще к 1 июня представить документы, регламентирующие форму проведения торгов по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Красноярска. Однако он предложил перенести рассмотрение вопроса на 3 квартал 2009 года. Это случилось в начале июня на заседании комиссии по городскому самоуправлению и даже вызвало скандал: городские парламентарии обвинили Сергея Титаренко в невыполнении своих прямых обязательств (см. «Наружную рекламу так и не пронумеровали»).
Сергей Титаренко с обвинениями не согласился. «В спешке такие вещи не делаются. Это не просто статья в газету, это нормативный правовой акт. Специалисты управления провели большую работу, но это как раз тот случай, когда необходимо 7 раз отмерить и один раз отрезать. Утвердить окончательный вариант нормативной базы планируется в 3 квартале 2009 года, — сказал он РЕКЛАМЕ-МАМЕ.
— Процедура торгов будет запущена тогда, когда будет утвержден порядок их проведения, заключения договоров на установку и порядок расчетов, механизм выдачи разрешений и другие ключевые моменты. Важно понимать, что такие проекты требуют детальной проработки и, естественно, временных затрат».
Так все-таки конкурс или аукцион?
Процесс «детальной проработки» и согласования различными инстанциями, по словам Александра Быкова, исполнительного директора Общественного совета по рекламе (ПАРК), превратился в «позиционную войну», которая идет с переменным успехом:
«Управление по наружной рекламе представляет депутатам один вариант документа, на согласование в ОСР — другой, а в прокуратуру третий. Кроме того, по-прежнему сохраняется неясность — все-таки в форме аукционов или конкурсов будут проходить торги. Власти склоняются к конкурсам, ОСР отстаивает аукционы».
Подобное затягивание негативно влияет на состояние рынка наружной рекламы. Отсутствие законодательной базы приводит к тому, что заканчиваются сроки эксплуатации рекламных конструкций, и они переходят в категорию незаконных. А продлить эти сроки нельзя по причине отсутствия законодательной базы.
Происходит смешение понятий, говорит Александр Быков, законные конструкции с просроченным разрешением, которое их собственники не могут продлить не по своей вине, приравниваются к самовольным, на которые вообще никогда не выдавалось никаких разрешений.
Рекламных конструкций, по которым истекли или истекают сроки разрешений, более четырехсот
Ситуацию может заметно осложнить постановление о внесудебном порядке сноса незаконных рекламных конструкций, проект которого разработан в городской администрации. Активизация демонтажа всех без разбору рекламных конструкций может выдавить с красноярского рекламного рынка сильных легальных игроков, которые создают значительно количество рабочих мест и платят налоги в городской бюджет.
По словам Александра Быкова, сегодня легальных рекламных конструкций, по которым истекли или истекают сроки разрешений, уже более четырехсот.
Ситуация остается сложной. Однако четыре компании, занимающиеся наружной рекламой, которые входят в ОСР (ПАРК), активно работают, ищут диалог с властью, защищая интересы свои и других игроков рекламного рынка. Легальных игроков.