Газете «Наш Красноярский край» исполнился год. Достаточный срок, чтобы подводить первые итоги, говорить о результатах, достижениях и планах на будущее.
Однако, как выяснила РЕКЛАМА-МАМА, поздравлять издание с днем рожденья можно, а вот хвалить особенно не за что.
Газета «Наш Красноярский край» была учреждена Законодательным собранием и Губернатором края в мае прошлого года, но официальной датой рождения издания считается 1 июля — день выхода первого номера. Его появление на информационном поле Красноярска было воспринято красноярскими экспертами в области СМИ без энтузиазма (см. «Как потратить 30 миллионов»). Они утверждали, что у нового издания нет шансов завоевать читательскую аудиторию, учредители же в ответ ограничились общими фразами об острой необходимости «государственной» прессы. Год прошел. Как показала себя новая газета?
В ее первую годовщину РЕКЛАМА-МАМА решила спросить депутатов Законодательного собрания и представителей исполнительной власти, входящих в состав наблюдательного совета газеты, о том, достиг ли «Наш Красноярский край» тех целей и выполнил ли задачи, которые ставились перед изданием год назад.
«Газета «Наш Красноярский край» — это официальный публикатор. Главная задача в обязательном порядке публиковать законы и правовые акты высших органов государственной власти края, касающиеся вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, — рассказала заместитель начальника управления информационной политики губернатора Красноярского края Ольга Полынская.
— С этой задачей газета справилась, даже читатели говорят, что в газете много нормативно-правовых актов, думаю, с помощью издания нам удастся приучить читателей к ним».
Если в департаменте информационной политики газетой довольны уже потому, что она публикует официальные документы, то депутаты ЗС не удовлетворены результатами годовой работы издания.
Сергей Шахматов ожидал
от «НКК» другого
«Если честно, то я считаю, что издание с поставленными год назад целями и задачами не справилась, — рассказывает РМ депутат Законодательного собрания Сергей Шахматов.
— Мы ожидали других результатов по внешнему виду, дизайну, контенту, который был транслирован в течение этого года, авторской работе, качеству и проработке материалов. Эта недоделанность понятна, видна и ясна, и мы на своих попечительных советах неоднократно это обсуждали».
«Поставленные перед газетой цели и задачи издание выполнило не в полной мере. Газета должна стать более авторитетной и внятной, — подчеркнул депутат Законодательного собрания Алексей Клешко.
— Но в принципе мы получили крупное краевое СМИ, которое является важным средством информирования граждан о социально-политической ситуации в Красноярском крае. А самое главное, она дает гражданам доступ к текстам законов и решений органов государственной власти края, работает по популяризации этих законов и решений, то есть дает гражданам возможность понять, как эти законы можно применить в конкретной жизненной ситуации. Это полезно».
Алексей Клешко считает, что газета должна стать более авторитетной
и внятной
Наиболее мягко из опрошенных членов наблюдательного совета высказался депутат Олег Пащенко. Он хоть и отметил, что изданию есть к чему стремиться, но в не очень удачном старте издания обвинил не творческий состав, а кризис и наличие на рынке сильного конкурента — газеты «Красноярский рабочий».
«Год для газеты такого ранга, которого издание «Наш Красноярский край» хотело бы достичь, и которое ему по статусу положено, очень мало. Выход газеты угодил на кризис, на экономическую апатию, раздражительность, когда населению не до газет. Поэтому изданию было трудно завоевать лояльность населения края, — рассказывает РМ Олег Пащенко.
— Тем более что «Наш Красноярский край» — это газета власти. Если она печатает документы, то она скучная, если она начинает «долдонить» о том, что власть хочет сделать, народ затыкает уши, так как жизнь все хуже и хуже.
Здесь нужно напомнить и о наличии в газетном мире «Красноярского рабочего», газеты, которая исторически представляла собой инструмент власти. «Красноярский рабочий» многие читатели до сих пор считают главной краевой газетой».
Олег Пащенко:
«Ничего, вытанцуется»
«Я как член наблюдательного совета вижу, что у газеты нет самоупоения — «ах, какие мы!» и нет самоуничижения, что тоже хорошо, — продолжает г-н Пащенко. — Издание вполне в рабочем состоянии, это газета своего времени, не выше, не ниже. Ничего, вытанцуется».
В самой же редакции считают, что главные цели достигнуты.
«Перед газетой «Наш Красноярский край», как перед любым государственным СМИ, стоят вполне конкретные задачи.
Во-первых, создание у читателей достаточно внятных, объемных и объективных представлений о том, чем занимаются обе ветви краевой власти.
Во-вторых, создание у представителей власти четкого и объективного представления о том, как работают на месте принимаемые законы, постановления и т. д. На мой взгляд, издание этому назначению отвечает, — утверждает заместитель главного редактора газеты «Наш Красноярский край» Геннадий Васильев.
— Нам пишут читатели, периодически мы проводим анкетирование — видим, что газету в крае знают. Читатели высказывают свои пожелания, предложения, в том числе связанные с деятельностью органов власти, — эту информацию мы стараемся донести до наших учредителей.
Поэтому еще одну задачу — установление обратной связи с читателями — мы тоже решаем. С другой стороны, мы все осознаем, что ждать чего-то особенного от газеты, которая существует только год, и говорить о том, что мы уже в полной мере выполнили свою миссию, несерьезно. Год — это очень маленький срок, есть куда расти».
О том, что делать, дабы газета не только звалась гордо и авторитетно, но и так же выглядела, члены наблюдательного совета думали не одно совещание и приняли решение перевести газету на большой, серьезный формат — А2. Изменение формы, по мнению депутатов, поможет «НКК» выйти из детского возраста и стать более авторитетным изданием, а по мнению сотрудников газеты, завершить первую стадию развития и перейти во вторую.
«Издание подверглось внешним изменениям — рестайлингу. С 3 июля изменится дизайн газеты, она будет состоять из 8 полос формата А2.
Изменение формы подразумевает и изменение контента, — рассказывает Геннадий Васильев. — Но в нашем случае коррективы будут иметь чисто косметический характер. Изменятся логотип, сетка, частично рубрикатор. В идеале хотим, чтобы новый логотип был узнаваем и любим.
После рестайлинга газета приобретет более респектабельный вид. А это очень важный фактор для нас. Мы и в дальнейшем будем делать упор на респектабельность, узнаваемость и популярность издания».
Газету ожидает не только изменение формата. При запуске планировалось, что на полном государственном обеспечении издание будет находиться год, а затем перейдет из одной юридической формы в другую.
«Газета должна была к 1 июля перейти из формы государственного бюджетного учреждения в форму государственного автономного. В указанный срок этот переход редакция не выполнила, поэтому сроки перенесены на полгода, — уточнил Сергей Шахматов. — Учредители останутся прежними, но газета сможет самостоятельно зарабатывать деньги и тратить их по своему усмотрению».
Однако слово «самостоятельная» в отношении газеты «Наш Красноярский край» даже после того, как издание станет автономным учреждением, использовать можно лишь косвенно. Вместе с юридической формой изменится механизм финансирования.
Если раньше газета финансировалась по бюджетной смете, то есть типографию, распространение, расходы на зарплату и прочее оплачивал краевой бюджет, то после приобретения автономного статуса газета будет за это платить сама, правда, все равно деньгами из краевого бюджета.
«Источником финансирования газеты станет субсидия на выполнение государственного задания, которое будет предписывать изданию опубликование нормативно-правовых актов и других официальных документов. Это будет единственная форма финансирования, — рассказывает Ольга Полынская.
— Также газета сможет зарабатывать за счет самостоятельной коммерческой деятельности в виде продажи рекламы, объявлений и др. Контроль за получением и расходованием этих средств будет осуществлять агентство печати и массовых коммуникаций».
«Наш Красноярский край» - новый логотип
Отметим, что ранее краевое правительство задалось вопросом, стоит ли тратить деньги на публикацию официальных документов в газете «НКК», быть может лучше публиковать документы только на официальном краевом портале? (см. «Как сэкономить 100 миллионов на бумаге»).
Речь шла об экономии средств, ведь содержание «НКК» обходилось бюджету в 32,5 млн. рублей в год (из этой суммы 15 млн. рублей расходовалось на опубликование документов). А если точнее, то на содержание 28 штатных сотрудников, выпуск два раза в неделю 16-страничных номеров тиражом 41790 экземпляров и их распространение, в том числе бесплатное, уходило 2,7 млн. рублей в месяц.
Теперь же «НКК» будет существовать лишь за счет публикации официальных документов и выручки от продажи рекламы и объявлений, однако каков будет объем субсидий на выполнение государственного задания, пока неясно.
Алексей Клешко отметил, что этот вопрос еще решается: «Сейчас мы как раз начинаем финансовое планирование следующего года. Будем искать оптимальную модель по формату и по финансам, так как в условиях сокращения доходов краевого бюджета должны экономить».
РЕКЛАМА-МАМА также не смогла обойти вниманием ведущиеся в журналистской среде и, в частности, на форуме разговоры о задержках зарплаты корреспондентам и долгах «НКК» перед типографией и почтой.
Как нам пояснили в департаменте информационной политики края, перевести газету в статус автономного учреждения планировалось с 1 мая, а часть документов оказалась еще не оформленной, поэтому и произошли сбои в финансировании гонорарной части. А вот информация о долгах перед типографией и почтой не соответствует действительности.
«Сейчас документы должны пройти бюджетную комиссию у министра финансов и стадию согласования в правительстве. Пока трудно сказать, когда конкретно процесс смены статуса «НКК» завершится, все будет зависеть от графика работы правительства и министра финансов», — рассказала Ольга Полынская.
По прогнозу г-на Шахматова, переход «НКК» в автономное учреждение может затянуться до Нового года, до этого времени, возможно, придется подождать выплаты гонораров внештатным корреспондентам. И удастся ли снизить при переходе газеты из КГБУ в КГАУ затраты бюджета на информационную политику, пока большой вопрос.
Словом, как совершенно справедливо отметили респонденты РМ, «Нашему Красноярскому краю» есть куда расти.