Госдума приняла в первом чтении поправки в Жилищный кодекс России и закон «О рекламе», которые позволяют размещать наружную рекламу на жилых многоквартирных домах исключительно по решению собственников жилья.
Представители компаний-посредников уверены, что предложенную схему в полной мере реализовать невозможно.
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы 24 февраля 2009 года. Его автором выступил председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, сообщает Lenta.ru.
Красноярские рекламисты зазывают рекламодателей на дома
По словам автора документа, сейчас во многих городах решение на размещение наружной рекламы на домах принимается не самими собственниками, а органами местного самоуправления, а также исполнительными органами жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, по словам Павла Крашенинникова, нарушаются права собственников на получение дохода от размещения рекламы. Дело в том, что если решение о размещении рекламы принимается органами местного самоуправления, то доходы, соответственно, поступают в бюджет муниципального образования.
Как пояснил автор законопроекта, сейчас соответствующие договоры рекламные фирмы заключают либо с управляющей компанией, либо с товариществом собственников жилья (ТСЖ), либо с управой. Теперь все будет иначе. И документом, подтверждающим согласие собственников помещения данного дома на размещение наружной рекламы, должен стать протокол общего собрания собственников.
«Тут главное — принцип, — рассказывает г-н Крашенинников «Времени новостей». — Кто владеет собственностью, тот и должен ею распоряжаться. И неважно, идет ли речь об одноквартирном или многоквартирном доме. Процедура будет следующая: на общем собрании все собственники жилья договариваются, какую рекламу размещать. Затем они должны назначить уполномоченное лицо, которое в свою очередь ведет переговоры с рекламодателем, проговаривает все условия — денежные, временные и так далее. Это лицо и подписывает договор».
По словам депутата, прибылью собственники тоже смогут распоряжаться сообща. «Причем зарубежный опыт нам подсказывает, что, как правило, прибыль идет на озеленение, установку охраны, вывоз мусора, то есть на целевые вещи. Но могут и взять себе», — пояснил Павел Крашенинников.
Новаторство принятого в первом чтении закона в том, что он фактически исключает деятельность компаний-посредников и подразумевает, что жильцы и рекламодатели все вопросы относительно размещения рекламы, суммы оплаты, заключения договоров и т. д. будут решать самостоятельно.
РЕКЛАМА-МАМА решила выяснить, как новый закон отразится на рынке наружной рекламы нашего города.
Сейчас в Красноярске этот сектор рынка контролирует «Жилфонд»
Сейчас в Красноярске разрешение на размещение рекламы на жилых домах выдает управление наружной рекламы мэрии, однако в целом этот сектор рынка контролирует городская управляющая компания «Жилфонд».
В городской администрации РМ рассказали, что и до появления этого закона реклама на стенах и фасадах жилых домов размещалась только с согласия собственников жилья.
«Для того чтобы получить разрешение на такую рекламу, нужно заручиться согласием собственников дома, либо представителей ТСЖ, либо управляющей компании, которая представляет интересы жильцов. И только после этого подписывается договор с рекламодателями», — подчеркнула пресс-секретарь департамента градостроительства городской администрации Оксана Покаместова.
Это РЕКЛАМЕ-МАМЕ подтвердили и в «Жилфонде».
«Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ собственники жилья в многоквартирном доме являются еще и собственниками общего имущества — то есть подвалов, дворовой территории, подъездов, фасадов зданий и т. д. Поэтому любые рекламные щиты, расположенные на фасадах жилых домов, приносят собственникам определенные деньги, — уточняет руководитель отдела информационных коммуникаций городской управляющей компании «Жилфонд» Оксана Кольк. — Как правило, эти средства идут на благоустройство каждого конкретного дома».
По уверениям Оксаны Кольк, жильцы могут участвовать в распределении средств, полученных за рекламу. Собственники решают, какие работы в доме или во дворе необходимо провести, и сообщают об этом в управляющую компанию, которая эти работы и проводит.
Одобренный Госдумой закон вызвал у представителей «Жилфонда» много вопросов. В компании законопроект охарактеризовали как неоднозначный, с далекими от реальности положениями.
Крыши и стены зданий -
лакомый кусок для рекламщиков
«Новый законопроект еще не принят. На наш взгляд, он довольно противоречив. С одной стороны, закон исключает посредников между жильцами и рекламодателями, а с другой, не предлагает абсолютно никакой схемы взаимодействия жильцов и заказчиков, — рассуждает Оксана Кольк.
— В случае если закон будет принят во втором чтении, сложно представить, каким образом будет осуществляться взаимодействие и последующее общение жителей и рекламодателей.
Сегодня ГУК «Жилфонд» работает со многими рекламными агентствами и компаниями в городе, может заключать договоры на размещение рекламы сразу на нескольких домах, контролировать этот процесс на каждом из этапов. Как в случае принятия закона жильцы будут находить рекламодателей, а рекламодатели — жильцов, сложно предположить. Не понятно, к кому должен обратиться бизнесмен для размещения, допустим, баннера на фасаде. С кем он может заключить договор? Как будет регулироваться этот процесс в дальнейшем? Вопросов много, ответов на них пока нет».
Таким образом, после принятия и вступления в силу закона о запрете размещения рекламы без согласия жильцов дома, надобность в компаниях-посредниках, которой является «Жилфонд», отпадет лишь формально.
Реального механизма взаимодействия собственников с рекламодателями авторы законопроекта пока не предложили. Однако с приходом такого рода независимости успех будет зависеть от амбиций собственников. Например, тем жильцам, на домах которых уже имеются рекламные конструкции, будет проще связаться с рекламодателями, поскольку щиты устанавливают не управляющие компании, а рекламные агентства. Собственникам останется решить вопрос, кто из них станет уполномоченным лицом. Это лицо и будет заниматься заключением договоров и распределением выручки.
Отметим, что законодательной базой, касающейся регулирования рынка наружной рекламы, озаботились не только федеральные власти, но и красноярские. Комиссия Горсовета по местному самоуправлению рекомендовала администрации Красноярска до 1 июня внести в муниципальный представительный орган положение о порядке регулирования рынка рекламных конструкций в краевом центре, сообщает Пресс-Лайн.
По мнению депутатов, необходимо установить четкие правила игры в этом секторе экономики города
Сейчас управление наружной рекламы мэрии готовит целый перечень документов, направленных на регулирование рынка рекламных конструкций. Важнейшим из них станет законодательный акт о порядке проведения аукционов по установке рекламных конструкций (см. «Рекламисты против конкурсов»).
Как отметил глава комиссии Виталий Дроздов, это необходимо для скорейшего установления четких правил игры в этом секторе экономики города.
Дело в том, что в Красноярске с 1 июля 2008 года изменяются федеральные нормативы, но местные чиновники так и не выработали механизм выдачи разрешений на установку рекламных конструкций. Из-за чего целый год разрешения на установку баннеров и щитов практически не выдавались, и в результате количество размещенных самовольно либо с нарушением документации конструкций заметно выросло. На данный момент их в городе, по подсчетам управления наружной рекламы мэрии, почти полторы тысячи.
В городском департаменте градостроительства, куда входит и управление наружной рекламы, в комментариях по поводу готовящихся нормативных документов, РМ отказали. Отметили лишь то, что разрабатываемое положение главным образом касается процедуры выдачи разрешений на установление рекламных щитов и баннеров, а также создания сводного реестра рекламных конструкций (см. «Наружную рекламу пронумеруют»). Все необходимые документы должны быть рассмотрены и одобрены на июньской сессии Горсовета.