новость

Что у города на уме?

Власти Красноярска задались целью узнать, каково социальное самочувствие горожан и как региональные СМИ влияют на массовое сознание. Для этого, как и в прошлом году, администрация города объявила конкурс на право проведения социологических иссле­дований.

Соцопрос городская администрация затеяла серьезный
Соцопрос городская администрация затеяла серьезный

Победители открытого конкурса должны будут провести социологические опросы на всей территории г. Красноярска с привле­чением не менее 600 респондентов от каждого из семи районов.
Первый лот конкурса и первый опрос — «Социальное самочувствие жителей города Красноярска» — имеет целью изучение социальных потребностей горожан, дефицит в обеспечении которых испытывает, по словам организаторов конкурса, как все население города, так и отдельные социальные группы.
В исследовании ставятся девять задач, от анализа социальных настроений и оценки удовлетворенности работой почты, магазинов, больниц и т. п. до выяснения отношений красноярцев к органам власти и сравнения полу­ченных данных с данными общероссийских опросов.

Второй лот и второй опрос — «Анализ влияния региональных СМИ на массовое сознание жителей города Красноярска» — должен будет определить, какие источники информации предпочитают горожане, насколько они доверяют телевидению, радио и печатным изданиям, как СМИ влияют на отношение читателей к органам власти, какова целевая и потенциальная аудитория отдельных газет и телеканалов и т.п.

Информация, прямо скажем, чрезвычайно интересная не только для городской администрации, но и для всего красноярского медиа-сообщест­ва. Вот только вряд ли она будет когда-нибудь обнародована: подобные исследования редко становятся достоянием общественности. Впрочем, главное, чтобы опросы достигли своей цели и в какой-то мере повлияли на политику городских властей.

Герман Москвин
Герман Москвин

Красноярский социолог Герман Москвин полагает:
«Проведение социологического опроса — это серьезное действие. Правильно, что администрация города хочет установить с населением обратную связь. Думаю, необходимо проводить больше иссле­дований, хороших и разных. А сейчас, в кризисное время, особенно важно иметь представление о настроениях в обществе».

Социологическое исследование по инициативе администрации будет проводиться второй год подряд. В отличие от опросов-2008, из нынешних исключены такие задачи, как выяснение партийных предпочтений граждан, выявление формальных и неформальных лидеров общественного мнения, исследование присутствия в городском информа­ционном пространстве руководителей городской администрации и изучение критических публикаций СМИ в адрес властей. Видимо, администрация располагает информацией по этим вопросам и без помощи социологии.

Красноярская мэрия ставит градусник, дабы выяснить самочувствие горожан, и держит руку на пульсе региональных СМИ. Фото САН
Красноярская мэрия «ставит градусник», дабы выяснить самочувствие горожан,
и держит руку на пульсе региональных СМИ

Герман Москвин отмечает: «Задачи планируемых исследований поставлены достаточно четко. Обе темы — и изучение социального самочувствия горожан, и анализ влияния СМИ — являются актуальными. В области масс-медиа вообще мало серьезных исследований. Часто эффективность СМИ ограничивается количественными параметрами — рейтингами. А их качественная оценка — что именно люди извлекают из статей или телепередач — остается недостаточно известной.

Замечательный советский социолог Борис Грушин, однажды выполнил продуктивное исследование того, как советские граждане воспринимают информацию СМИ. Он спрашивал у представителей разных социальных групп, что такое, например, «бундесвер», «пентагон», «реваншист» и о множестве других терминов, сплошь и рядом встречавшихся тогда на страницах газет. Выяснилось, что очень мало кто знал фактическое значение этих понятий. Респонденты ограничивались лишь поверхностным эмоциональным отношением, которое потом просто напросто исчезло при изменении ситуации».

«Сейчас тоже сплошь и рядом путают медиакартину (то, что публикуют СМИ) и имидж, (то какое именно суждение читатели и зрители составляют на основании увиденного услышанного или прочитанного). И тем более редко задаются вопросом о причинах того, почему и как субъективно перерабатывают информацию ее потребители», — считает красноярский социолог.

Хорошо ли поставлено дело с информированием населения сейчас, пока­жет опрос. Герман Москвин считает: «Поскольку конкурс на проведение социологических исследований проводится повторно, можно предполагать, что прошлогодние опросы оказались результативными».

Бог с ним, что мы резльтатов опроса не увидим, лишь бы они помогли городской власти!
Бог с ним, что мы резльтатов опроса не увидим, лишь бы они помогли городской власти!

Результат во многом будет зависеть от методики опросов. Социолог отмечает:
«Обе темы, заявленные на конкурс, относятся к числу весьма сложных для планирования, проведения измерений, и обработки данных.
Это почти высший пилотаж в социологии, который требует многомерного шкалирования, сложных видов группировок, проведения статистических тестов.
Может стоило бы проводить не только коли­чественный опрос, но использовать углублен­ные интервью, фокус-группы и другие качест­венные социологические методы.
Чтобы получить хороший результат по заяв­ленным темам только за счет количественного исследования, надо проявить незаурядную изобретательность и исследовательскую вирту­озность. С применением качественных методов было бы проще».

Отсюда можно оценить и бюджет. На исследования социального климата администрация планирует выделить 690 тысяч рублей, изучение влияния СМИ — 560 тыс.

«Это довольно скромные суммы, если не сказать больше, — считает г-н Москвин. — К тому же установлены чрезвычайно сжатые сроки. Однако организации, которые на момент вскрытия конвертов с заявками будут иметь хороший инструментарий, план обработки данных, инструкции для интервьюеров, необходимые кадры и прочее, смогут выполнить постав­ленные задачи».

Заявки принимаются до 4 мая, подведение итогов конкурса ожидается 3 июня, результаты исследований... А о результатах мы все уже сказали.
Ищите их в действиях администрации, которая примет к сведению городские настроения и, быть может, поработает над тем, чтобы дефицит в обеспечении социальных потребностей сменился хотя бы кое-каким товаром.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).