новость

Мусорить в телефонах разрешается

Высший арбитражный суд России признал законной рассылку sms-сообщений с элементами рекламы. В суде считают, что подобные действия сотовых компаний не нарушают закона «О рекламе», поскольку абоненты могут отказаться от услуги в любой момент.

Своим решением ВАС фактически узаконил sms-спам
Своим решением ВАС фактически узаконил sms-спам

Дело о рассылке sms рассматривается в судах с 2007 года. Все началось с жалобы, полученной Федеральной антимонопольной службой от абонента МТС, жителя Чувашии Андрея Афанасьева, который в ответ на запрос о балансе неоднократно получал сообщения от оператора: «Флиртуй, зна­комься, найди свою любовь и новых друзей! Отправь НОТ на 5115...», «Выиграй 100000 рублей. Отправь Да на 8400. Цена = 6,77 руб. с НДС» и т.п.

Антимонопольная служба встала на сторону абонента и оштрафовала МТС за рассылку подобных сообщений на основании закона «О рекламе», который запрещает использовать сети электросвязи для распространения рекламы с применением автома­тической рассылки. Однако МТС оспорила это решение и добилась победы в апелляционном и кассационном судах, а недавно — и у «высших арбитров».

Аргументом в пользу сотовой компании стало то, что рассылка подобных сообщений не входит в стандартный пакет услуг, осуществляется не автоматически, а выборочным путем по определенным критериям (возраст, место жительства абонента) и, главное, легко отключается при малейшем требовании клиента.

Таким образом постановление Высшего арбитражного суда создало прецедент, неприятный для большинства пользователей сотовой связи. Акции, лотереи, викторины, розыгрыши призов, развлечения — жаловаться на получение информации о них теперь бесполезно. А чтобы избавить себя от участия в этом непрерывном «празднике жизни», придется пошеве­литься: как минимум позвонить в сотовую компанию, а скорее всего — лично прийти в офис и написать заявление, чтобы вас оставили в покое.

В красноярском обществе защиты прав потребителей, по информации «Авторадио из Красноярска», сообщают:
«Регулирования как такового в данном вопросе нет. Обращаться нужно в компанию, письменно, с требованием, чтобы на ваш номер больше не приходили sms-ки подобного содержания, что данные услуги вас не интересуют даже безвозмездно».

В обществе защиты прав потребителя разводят руками
В обществе защиты прав потребителей разводят руками

В решении ВАС есть и еще один неприятный аспект: как сообщает сайт «Право.Ру», оно практически узаконивает передачу третьим лицам базы абонентов с их персональными данными. Дело в том, что юристы МТС, защищая компанию в суде, выдали производственную тайну: рассылки абонентам осуществляла на самом деле не сама компания, а сторонние фирмы, которым МТС предоставила доступ к своим техническим сервисам.
Выходит, что третьи лица получили в свое распоряжение личные данные абонентов: теле­фонные номера, фамилии, адреса, паспортные данные, а это уже значит больше, чем простая назойливость.

Впрочем, непрошеные письма рассылает не только МТС. Другие крупные российские операторы, «Вымпелком» («Билайн») и «Мегафон», тоже широко используют sms-рассылки, предлагая, к примеру, «мобильные знакомства по sms» или «ICQ и другое». Не забыли абоненты «Билайна» и того, как в прошлом году оператор напомнил им, что пора идти на выборы президента. Впрочем, от «большой тройки» не отстает и красноярская «ЕТК».

По мнению мобильных компаний, их клиентам просто необходимы сведения о новых предложениях, изменениях тарифов, партнерских проектах. Более того, такое информирование едва ли не входит в обязанность операторов, предусмотренную законом «О защите прав потребителей».

Есть у нас еще свои методы против спама!
Есть у нас еще свои методы против спама!

Однако есть основания считать, что в перспек­тиве простым информированием дело не огра­ничится. Эксперты полагают, что постановление Высшего арбитражного суда открывает широкую дорогу для потока рекламного «мусора».
«Решение ВАС может спровоцировать рост количества sms-сообщений, имеющих характер спама», — считает Ксения Авходиева, адвокат юридической компании «Правовые инициативы — XXI век», как сообщает РБКdaily.

Что же остается простому абоненту, который не хочет участвовать в глупых викторинах, оглушать собеседников мелодиями вместо обычных гудков и флиртовать с благословения сотового опера­тора? Только одно: внимательно читать договор, чтобы вовремя выловить предусмотрительно уп­рятанные в мелкий шрифт пометки о согласии на рекламные рассылки.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).