новость

Красноярский алюминиевый завод переходит к промышленным испытаниям новой технологии

РУСАЛ и Красноярский алюминиевый завод готовы к запуску принципиально новой технологии производства алюминия на опытной площадке. Стадия промышленных испытаний завершится внедрением технологии в заводских цехах, что позволит не только кардинально решить проблему выбросов металлургического предприятия в Красноярске, но и, по сути, совершит революцию в алюминиевой индустрии.

Инертные аноды
РУСАЛ начал разработки по инертным анодам в 2004 году

Разработка новой экологичной технологии — произ­водство алюминия на инертных анодах — ведется в компании РУСАЛ с 2004 г. На сегодня завершаются ее испытания в лабораторных условиях.

 В целом бюджет проекта достигает 1,8 млрд руб. С 2011 г. к финансированию исследований по инертным анодам, которое ранее РУСАЛ осуществлял собственными силами, подключился Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Сколково: на сегодня доля Фонда составляет 40%.

В настоящее время использование нерасходуемых инертных анодов в производстве алюминия не имеет мировых аналогов.

«Можно сказать, что внедрение подобных технологий в алюминиевое производство — мечта всех металлургических компаний мира, — считает профессор СФУ, доктор химических наук Петр Поляков, — которая долго не претворялась в реальность. Существующие на сегодня способы производства алюминия, даже на обожженных анодах, уже не могут устраивать мировое сообщество, и все крупные компании буквально бредят мыслью о технологии на инертных анодах наряду с еще одним способом, карботермическим получением алюминия, который тоже обещает большие дивиденды».

Согласно выводам ученых, применение инертных анодов позволит снизить выбросы канцерогенных веществ и парниковых газов в атмосферу города.

В масштабах города в год снижение составит около 1,4 млн т СО и СО2, 1350 т смолистых веществ, 2840 т пыли, 4680 т диоксида серы, 960 т фторидов.

Цех краз
Новые технологии полностью изменят существующее алюминиевое производство

 «Мое личное мнение — это очень важные для жителей города перспективы, — полагает Виктор Долженко, председатель Общественной экологической палаты Красноярского края. — Если разработки удастся внедрить в широкую практику, Красноярску они принесут большую пользу».

Одна из принципиальных особенностей новой технологии в том, что дополнительным продуктом производства является чистый кислород:

один электролизер будет выделять такое количество этого газа, которое равноценно поступлениям от 70 гектаров лесных насаждений.

А если перевести на новую технологию весь КрАЗ, в год завод будет производить около 800 тыс. т кислорода, что сопоставимо с «работой» лесного массива в 158 тыс. га.

«Алюминиевому производству жизненно необходимы новые технологии, позволяющие значительно снизить атмосферные выбросы, основная масса которых обусловлена тем, что электролизеры работают на необожженных анодах.

На КрАЗе давно занимаются новыми разработками, и если у них получится — это станет прорывом не только для Красноярска в целом, но и для всей алюминиевой промышленности, поскольку такой технологии нет нигде в мире, — считает Юрий Мальцев, начальник отдела экологического аудита и консультаций красноярского филиала ФГУП «Государственный научно-исследовательский и производственный центр «Природа»». — Сейчас разработчикам предстоит доказать, что технология применима не только в лабораторном, но и в промышленном масштабе».

Инертный анод
При использовании инертных анодов побочным продуктом производства алюминия является кислород

«Разработки КрАЗа — это очень удачный опыт, который продемонстрировал высокие качества анодного материала, — говорит Петр Поляков. — Это принципиально важный вопрос, поскольку обычно загвоздка состоит в том, что продукты разрушения анодов загрязняют алюминий, к качеству которого на мировом рынке предъявляются очень жесткие требования. Старые технологии сильно пачкают металл. Работая над инертными анодами, наши исследователи подобрали очень хороший материал, что и вдохновило их на «дерзости» — переход к промышленной стадии испытаний».

Опытный участок, который планируется открыть на промплощадке КрАЗа — без необходимости отчуждать под строительство перспективные для градостроительства территории, — будет включать шесть новых электролизеров (на действующем по нынеш­ней технологии Содерберга производстве завода работают более 2000 электролизных установок).

Уже разработана проектная документация нового корпуса, а его строительство может быть закончено до 2015 г.

Как скоро технология, пройдя обкатку на опытном производстве, будет реализована в широкой практике? Пока в планах РУСАЛа стоит 2017 г.

«Инженеры компании — реалисты и прекрасно понимают, что между лабораторными открытиями и внедрением в промышленное производство лежит долгий путь, — отмечает замдиректора дивизиона «Восток» РУСАЛа Сергей Попов. — Но его необходимо пройти. Хороший результат в лабораториях — это одно, теперь необходим жизненно важный для красноярцев результат применения новой технологии в промышленных корпусах».

Опытный цех
Опытный корпус будет построен на территории КрАЗа

С ним согласен Петр Поляков. «Весь вопрос в том, что дорога от первых лабораторных опытов до промышленной электролизной ванны, прошедшей обкатку, вовсе не усыпана розами. Это очень сложный путь. Но, на мой взгляд, в самой технологии инертных анодов нет обстоятельств, которые делали бы ее нереали­зуемой, и потому я с оптимизмом смотрю на перспективы ее промышленного внедрения».

Решение по созданию опытного участка должно быть принято на общественных слушаниях в администрации Советского района 25 января.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).