Такую позицию мэрии 29 января в ходе сессии горсовета обозначил руководитель департамента градостроительства мэрии Олег Гончеров. При этом нынешние чиновники администрации намерены посчитать, сколько бюджетных средств израсходовали на «светящиеся чучела деревьев» их предшественники.
Тема «китайских чудес», поднятая депутатами в конце прошлой недели и неожиданно вызвавшая жаркие общественные дискуссии, не могла не всплыть повторно на сессии горсовета. Так и случилось.
Поводом для обсуждения деревьев искусственных стали деревья вполне себе живые, а именно — выделение бюджетных средств на реализацию программы «Миллионному городу — миллион деревьев», под знаменами которой Эдхам Акбулатов пришел к победе на мэрских выборах.
Как рассказала депутатам руководитель департамента финансов мэрии Галина Фазлеева,
сейчас в городе около 900 тыс. живых деревьев, и за 3 года их число планируется довести до титульного миллиона.
Причем программа будет выполняться не только за счет бюджета — город планирует высаживать лишь по 1,3 тыс. деревьев в год, а около 20-30 тыс. деревьев в мэрии рассчитывают сажать ежегодно за счет спонсорских средств.
Однако, как заметил депутат Сергей Пешков, этого «миллионного леса» жители города рискуют не увидеть из-за засилья китайских деревьев, для которых он даже придумал новое обидное прозвище — «китайские чучела». Напомним, на прошлой неделе в ходе комиссии Пешков именовал их куда более нежно — «китайскими чудесами» (см. подр. «Мэрия разлюбила светящиеся деревья»).
«Как известно, в городе длительное время помимо деревьев высаживались еще и, как жители их называют, чучела — пластмассовые деревья. Сейчас их стало где-то больше, где то меньше, но все мы прекрасно понимаем, что затраты на чучела деревьев велики.
Хотелось бы получить информацию за 3–5 лет, какие средства потрачены на приобретение этих деревьев, на их эксплуатацию — мы же прекрасно понимаем, что они требуют эксплуатационных расходов — на электроэнергию, кабели, обслуживание. Надо понять, как администрация дальше будет действовать в этом направлении — если мы продолжим экспансию этих деревьев, то не увидим за ними миллионный лес», — предостерег Пешков.
Другие депутаты столь радикальной позиции не разделили. Так, Ирина Иванова призвала провести общественное обсуждение декоративных деревьев среди горожан, которые и должны решить их дальнейшую судьбу.
«Поскольку самый простой механизм выявления мнения жителей — это опрос в электронной форме, целесообразно организовать его на сайте администрации, чтобы жители могли проголосовать за будущее иллюминации. И исходя из мнения красноярцев уже принимать решение», — сказала Иванова.
Однако в мэрии, похоже, и без жителей давно все решили. Как сообщил журналистам Олег Гончеров, в центр китайские деревья уже не вернутся.
«Позиция департамента и позиция главы города — что нужно избавляться от этих деревьев. Действительно, у нас их очень активно устанавливали на пр. Мира. До конца 2012 года по поручению главы города порядка 100 таких деревьев с пр. Мира были убраны и размещены в других местах по согласованию с жителями, с районными админстрациями — там, где сегодня существует недостаток освещения. Деревья появились где-то в районах, в небольших сквериках. Но очень большое их количество находится на базе Горсвета, пока решение по ним не принято.
Однако то, что они не вернутся в город, на центральные магистрали, — это точно», — заявил Гончеров.
Вместе с тем он затруднился сказать, сколько сейчас китайских деревьев находится на балансе города — известно лишь, что их более 200. Точные цифры выявит ревизия, которая проходит сейчас.
Неизвестна пока и средняя цена, по которой приобретались деревья — эту информацию мэрии придется выяснить, поскольку поступил соответствующий запрос от Пешкова.
Но, по словам Гончерова, уже сейчас понятно, что продать китайские деревья не удастся —
поскольку они изготовлены из материала, восприимчивого к солнечному свету и осадкам, и в результате эксплуатации на улице материал этот крошится и разрушается. Гарантийный срок использования китайских деревьев также неизвестен.