Региональные авиаперевозчики могут прекратить работу в 2012 г. С нового года вступят в силу поправки в авиационные правила, которые разработало Министерство транспорта РФ.
Федеральные чиновники решили запретить эксплуатацию воздушных судов, у которых не будет модернизированной системы безопасности полётов.
Нормы касаются и региональной авиации. Красноярские авиакомпании считают, что требования Минтранса РФ не обоснованы, а главное — доведут перевозчиков до банкротства.
Все свои рассуждения в связи с принятым приказом Минтранса РФ основные перевозчики края — ГПКК «КрасАвиа», ООО «АэроГео» и ООО «ПКФ «КАТЭКАВИА» — изложили в общем письме президенту РФ Дмитрию Медведеву.
Авиакомпании указывают, что, согласно документу, с 1 января 2012 г. запрещается эксплуатация региональных воздушных судов типа Ту-134, Ан-24, Як-40, Ан-2, Ми-8, не оборудованных системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ) и системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS).
Ан-24 остаются основными перевозчиками на сибирских региональных линиях
Владимир Полуянов
«Для Сибири, Якутии и Дальнего Востока это будет означать фактическую парализацию транспортной системы регионов, где авиация зачастую является единственным безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90% местных перевозок обеспечиваются на устаревших воздушных судах советского производства», — пишут перевозчики.
В подтверждение своим выводам авиакомпании приводят следующие расчёты: дооборудование, к примеру, одного самолета Ан-24 обойдется в сумму более 10 млн руб. При такой цене выгоднее купить новый самолёт, говорят эксперты.
«Приобретение оборудования для нашей рухляди приведёт к банкротству компаний, — пояснил ДЕЛА.ru генеральный директор „АэроГео“ Александр Мамаев. — Если остаточная стоимость наших старых судов составляет 2 млн руб., то дооборудование, соответственно, обойдётся в пять раз больше».
В том же «АэроГео» сейчас отвечают требованиям Минтранса только четыре воздушных судна из 33, отметил Мамаев, — это новенькие самолёты Cessna и вертолёты Eurocopter. Остальной авиапарк эксплуатируется ещё с прошлого века, к примеру, самые старые — вертолёты Ми-8, собранные в 80-е годы. Оснащение всех судов выльется в неподъёмную для региональных авиакомпаний сумму, посетовал руководитель «АэроГео».
Покупку нового оборудования только для трех перечисленных авиакомпаний оценили в 600 млн руб., что составляет 25% годового оборота предприятий. Таких денег в компаниях нет и в ближайшее время не будет, считают перевозчики.
Рентабельность авиабизнеса в регионе низка — по словам представителей компаний, она не превышает 1% в год. Более того, стремление Минтранса РФ дооборудовать старые воздушные суда и тем самым повысить уровень безопасности полетов красноярские авиакомпании называют бесполезным и абсурдным.
В своём письме перевозчики обращают внимание, что основной причиной большинства летных происшествий, как правило, является человеческий фактор (ошибка экипажа, диспетчера), а в этом случае никакие приборы не помогут.
«Такая порочная практика раньше уже была, — рассказал Мамаев. — Несколько лет назад Минтранс принял решение оборудовать воздушные суда аварийными радиомаяками, которые должны срабатывать при жёсткой посадке или ударе о землю. На сегодняшний момент, по статистике Росавиации, маяки срабатывали лишь в 1-2% случаях. Нас всех тогда обязали поставить маяки, заплатить 400 тыс. руб., но это ничего не дало».
К 2018 г. парк самолетов авиапредприятий Красноярского края будет полностью изношен
Андрей Гирчаков
Расходы на приведение авиапарка в соответствие новым требованиям по цепочке вызовут увеличение стоимости авиабилетов, добавляют перевозчики. Генеральный директор ООО «ПКФ «КАТЭКАВИА» Валерий Фишер в разговоре с ДЕЛА.ru отметил, что компаниям придётся увеличивать тарифы, чтобы «отбить» потраченные на покупку оборудования средства.
«Из-за того, что на нас будут висеть кредиты, и нам нужно их погасить, мы будем вынуждены увеличивать стоимость билетов минимум в полтора раза, — сообщил Фишер. — К примеру, если сейчас из Красноярска в Игарку билет стоит чуть более 8 тыс. руб., то будет 12 тыс. руб. В этом случае в ту же Игарку станет легче и дешевле лететь через Москву».
Существенно обезопасить полёты, по мнению авиакомпаний, может только реновация авиапарка, а у местных перевозчиков она идёт с трудом. К 2018 г. парк самолетов авиапредприятий края будет полностью изношен — это знают и в правительстве края, но только с поддержкой перевозчиков пока не спешат.
Единственный случай, когда чиновники субсидировали покупку авиатехники в крае, произошёл в апреле 2011 г. Власти решили возместить часть затрат «АэроГео» по уплате лизинговых платежей за три приобретённых самолёта. Общая сумма субсидии из краевого бюджета в течение 5 лет составит 25,7 млн руб (см. подробнее «АэроГео» получит из бюджета Красноярского края субсидии за три самолета Cessna»).
Ситуация усугубляется и решениями на федеральном уровне. После крушения Ту-134 под Петрозаводском 20 июня этого года президент Медведев предложил прекратить эксплуатацию этого типа лайнеров. Пока было решено, что с будущего года на земле останутся Ту-134, не оборудованные СРППЗ и TCAS.
Теперь похожая судьба может постичь и Ан-24. 11 июля самолет этого типа совершил аварийное приводнение на Оби, в результате чего погибли семь человек и 25 пострадали. «Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24», — заявил в связи с инцидентом глава государства.
Пока же красноярские перевозчики в замешательстве. Власти края на обращение авиакомпаний не отреагировали.
В пресс-службе краевого правительства ДЕЛА.ru сообщили, что для получения информации о результатах рассмотрения письма перевозчиков нужно отправить письменный запрос и ждать ответа. В общем, судьбу бумажки можно узнать, прислав ещё одну бумажку. И в этом вся она — бюрократия.
Ранее по теме на Dela.ru:
ссылка на комментарий
Сергей Норманд
Директор по развитию ГП КК «КрасАвиа»
Новые требования Министерства транспорта РФ поставят нас в нелёгкое положение. Авиапарк самолётов «КрасАвиа» насчитывает 59 единиц воздушных судов. В основном это самолёты ещё советского производства, среди них есть Ан-2, Ан-3, Ан-24, Як-40, Як-42, Ми-2, Ми-8.
Процент износа авиапарка компании очень высокий, он составляет порядка 75-80%. Какой-либо поддержки в виде субсидий из бюджета мы не получали, но за последнее время смогли приобрести три самолёта Ан-24.
Весь авиапарк компании на сегодняшний день не оборудован по новым требованиям федеральных властей. Найти внутренние резервы для переоснащения весьма проблематично: местные и региональные перевозки малорентабельны, потому что носят социальный характер и не имеют экономических предпосылок для развития бизнеса.
На наш взгляд, в решение вопроса нужно принимать кардинальные меры, так как даже с поддержкой властей поставить оборудование на воздушные суда в ближайшее время невозможно из-за того, что для части типов судов нет разработанной документации.