На Красноярской железной дороге продолжается модернизация трассы Междуреченск – Абакан – Тайшет, которая является южным дублером главного пути на восток России. Теперь встречное двухпутное движение стало возможным на всем участке от станции Саянская до ст. Ирбейская – пропускная способность здесь выросла почти в 3,7 раза.
Южный ход к Восточному полигону
Из-за сложных геологических и климатических условий и по экономическим соображениям железная дорога из Кузбасса на Восток была построена в 1960-х годах в однопутном исполнении. Магистраль, идущая из Казахстана и Южной Сибири в Сибирь Восточную, сначала пересекает горы Кузнецкого Алатау, затем выходит на просторы Хакасско-Минусинской котловины, а потом снова переваливает через горные хребты, на этот раз Восточного Саяна. Затем через равнины Канско‑Рыбинской котловины путь идет к узловой станции Тайшет.
Любой путь к Тихому океану ведет через Красноярский край и Тайшет – либо основной исторический ход Транссиба, либо южный. Разговоры о третьем альтернативном пути – Северо-Сибирской железной дороге по линии Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск с выходом на БАМ – идут уже не один десяток лет. Но пока решено заниматься расширением существующих магистралей
В последние десятилетия – в связи со все увеличивающимся грузопотоком в сторону погранпереходов в Китай и к экспортным тихоокеанским портам России – идет планомерная модернизация путей для увеличения пропускной способности всей трассы.
Горы к востоку от Енисея
На первоначальных этапах основные усилия РЖД были сконцентрированы на наиболее сложном и лимитирующем участке через Восточный Саян. За последние 15 лет здесь были пробиты 7,7 км новых параллельных веток Манского и Крольского тоннелей, построено множество дополнительных мостовых переходов через таежные реки и горные ущелья, уложены вторые главные и станционные пути, проведена модернизация энергоинфраструктуры и систем управления движением.
Состав идет по Козинскому виадуку (высота 65 метров, реконструирован под два пути в 2020 году) по Джебской петле в Восточных Саянах. На участке расположены 16 крутых поворотов (включая два на 180°) и три тоннельных комплекса. Поезда здесь идут под двойной тягой (с трехсекционными тянущими локомотивами спереди и с подталкивающими в хвосте)
Так, в конце 2024 года была завершена модернизация важнейшей «горной» станции Южного хода Транссиба – Кошурниково. А за самой станцией завершается сооружение второй ветки 267-метрового Первого Джебского тоннеля и мостов через р. Джебь – их должны сдать в этом году. Затем планируется приступить к расшивке последнего лимитирующего места в Саянских горах – прокладке второй 1,4-километровой ветки Козинского тоннеля.
Модернизация центрального объекта транспортной инфраструктуры в горах Восточного Саяна – ст. Кошурниково – завершена в 2024 году. На Южном ходе постепенно переходят на тяжеловесное движение составов массой более 7 тыс. тонн
По равнине на Восток
Преодолевая через Манский тоннель Аргазинский перевал, магистраль из необъятной горной страны выходит на равнины Канско-Рыбинской котловины и уходит в сторону ст. Саянская, где имеется перемычка на главный ход Транссиба в сторону Уяра. Но сам Южный ход продолжается дальше к единственному дальнейшему пути на восток России, к станции, от которой расходятся Транссиб и БАМ, – к Тайшету.
Спускаясь с гор, железная дорога идет по плодородным и богатым углем бескрайним сибирским равнинам бассейна р. Кан
Именно немного восточнее Саянской на перегоне Унерчик – Ирбейская и открыт новый участок с двухпутным движением поездов.
Работы по модернизации здесь шли последние 2,5 года – за это время было уложено 34 км новых вторых главных путей, возведены 7 мостов, в том числе и 40‑метровый через р. Козыла, смонтировано 42 км контактной сети и 45 км линий управления светофорами и стрелочными переводами. На самой ст. Ирбейской построены дополнительные станционные пути для приема тяжелых длинносоставных поездов. Кроме того, обе станции переведены на цифровое управление.
Введенный в строй второй путь позволил отказаться от разъезда Козыла, на котором раньше грузовым составам приходилось останавливаться для пропуска встречных поездов
При этом все работы, как и на других участках Южного хода Транссиба, проводились без остановки столь напряженного здесь движения. В итоге пропускная способность в сторону Восточного полигона РЖД на перегоне выросла в 3,7 раза.
Фронт работ
Как рассказали на Красноярской железной дороге, участок Унерчик – Козыла – Ирбейская и новые двухпутные участки около Аскиза в Хакасии и в Саянах у Кошурниково стали крупнейшими объектами, запущенными за прошедший год в рамках инвестпрограммы по расширению Южсиба.
Строительство второй ветки Первого Джебского тоннеля – вид с восточной стороны летом 2024 года. Сейчас на объекте идет обустройство пути, подходов и порталов. Открыть движение по новому тоннелю планируется до конца 2025-го
«В целом за эти годы мы построили на этом направлении уже 284 км вторых путей. Общая протяженность двухпутных перегонов линии Междуреченск – Абакан – Тайшет сейчас достигает 673 км из общих 960 км трассы – это более 70% ее длины», – пояснил начальник КрасЖД Алексей Туманин.
За последние 10 лет в результате модернизации общая пропускная способность всего участка от Междуреченска до Тайшета увеличилась в 1,6 раза.
Летом был завершен монтаж последних пролетов второго параллельного 365-метрового железнодорожного моста через р. Бирюса (Она) на Южном ходе Транссиба чуть западнее Тайшета. Полностью открыть двухпутное движение на перегоне Запань – Тагул планируют в этом году
Впрочем, от Саянской до Тайшета остается еще 11 однопутных перегонов, нужны дополнительные вторые мосты через р. Агул и Кан, которые уже начали возводить. Также необходимо пробить «последний тоннель» в Восточных Саянах и «расшить» узкое место в Хакасии, где магистраль по одному пути пересекает такие реки, как Абакан и Енисей …
Так что возможности для дальнейшего наращивания провозной способности Южного хода Транссиба в сторону Восточного полигона РЖД – в КНР и к портам Тихого океана России – еще далеко не исчерпаны.
Фото: КрасЖД и ДЕЛА