В Дивногорске, городе-спутнике Красноярска, пройдет реконструкция сквера, где установлен самосвал МАЗ-225. Автомобиль разместили здесь в 1963 году в честь строителей Красноярской ГЭС, и он является объектом культурного наследия регионального значения.
Самосвал появился на постаменте 60 лет назад в честь трудового подвига строителей
О планах преображения территории стало известно еще в мае: дивногорцы, включая мэра города Сергея Егорова, выбрали для благоустройства именно это общественное пространство.
Композиция расположена на самом выезде из Дивногорска по дороге к Красноярской ГЭС – вид на сквер с федеральной трасы Р-257 «Енисей»
Для предстоящей реконструкции сквера была проведена государственная историко-культурная экспертиза проекта, как и положено для территории, на которой есть объекты исторического наследия.
В документе сказано, что работы не затрагивают сложившийся рельеф местности и природный ландшафт окружения памятника трудовой славы. Сам монумент создавался по проекту художника Евгения Белоусова.
25-тонный МАЗ установлен на бетонном постаменте, в его поднятом кузове и рядом – бетонные тетраэдры, похожие на те, что были использованы при перекрытии Енисея
На бампере грузовика – надпись «Слава труду!», а на постаменте – пафосные цитаты.
«Таким ты шел в атаку на проран, смиряя бег бушующей воды, бессменный работяга-ветеран, участник героической страды» и «Сотней солнц земных неустанно ты нам будешь светить века! Енисей мой, брат океана, вечной молодости река!»
Помимо обычных массивных скальных обломков, для остановки Енисея использовали и материал специальной формы – чтобы великая сибирская река своим мощным течением не смывала породу
Легендарное перекрытие Енисея для строительства Красноярской ГЭС – первой по мощности тогда в России и во всем мире – началось в марте 1963 года. Его называли штурмом.
Перекрытие Енисея современники считали сопоставимым с первым полетом в космос
Длился процесс – при том, что по проекту на это отводилось двое суток – всего 6,5 часа. За это время в перемычку уложили 8600 кубометров скального грунта, каменных глыб, бетонных тетраэдров и кубов. В работах задействовали около 200 машин.
Так перекрывали великую сибирскую реку при строительстве ГЭС
Самую первую бетонную пирамиду, на которой была надпись «Покорись, Енисей!» сбросили как раз с МАЗ-225. Один такой самосвал заменял пять обычных машин. Инженерную операцию по перекрытию великой реки считают выдающейся, событие сравнивали с полетом Юрия Гагарина.
Огромные грузовики были задействованы в строительстве Красноярской ГЭС
Всего при строительстве ГЭС автотранспортом было перевезено 37550 тыс. кубометров грунта, 446 тыс. тонн металлоконструкций, 60 тыс. тонн железобетонных изделий. А на пике строительства в 1967 году в работах участвовали 1120 водителей и 842 автомобиля.
Километровая гравитационная плотина Красноярской ГЭС высотой 128 метров
Теперь окружение памятника труду первых гидростроителей приведут в порядок. Площадь участка под благоустройство составляет 5,4 тыс. квадратных метров.
Там хотят разместить конструкцию с настилом из дерева, заменить асфальт, уложить брусчатку, а также организовать освещение и подсветку.
После реконструкции место будет выглядеть вот так:
- Входная группа с навигационным стендом
- Прогулочная тропа «Новый слой истории»
- Арт-сооружение, символизирующее ГЭС
- Мемориал в честь трудового подвига автомобилистов-строителей ГЭС и сам МАЗ-525
- Зона тихого отдыха с ландшафтной композицией и скамьями
- Пандус
- Парковка для экскурсионного автобуса.
Будущий сквер станет еще одной достопримечательностью живописного Дивногорска: здесь могут останавливаться туристы по пути на Красноярскую ГЭС
В частности, будут увеличена существующая парковка, добавлена парковка для экскурсионного автобуса, заменены светильники под единый стиль, а также организованы удобства для маломобильных групп.
Работы по благоустройству планируются в 2025 году.
Фото: архив Красноярского края, соцсети Сергея Егорова