В Норильске на севере Красноярского края в ближайшие годы будет построен лицей имени В. И. Долгих, который станет одной из самых новаторских школ в стране. Сейчас для него обсуждается образовательная концепция – с участием экспертов Высшей школы экономики.
Примерно таким будет инновационный лицей имени Владимира Долгих на 1100 учеников
Напомним, новую школу на 1100 учеников возведут в Центральном районе, на ул. 50 лет Октября, напротив спортхолла «Айка». Это один из ключевых объектов по программе реновации Норильска, строительство которого финансирует компания «Норникель».
Сейчас завершается согласование проектно-сметной документации для здания школы, а сдать объект планируется в 2026 году.
Предполагается, что лицей, которому уже присвоили имя Владимира Ивановича Долгих – одного из основателей советской промышленности, государственного деятеля и директора Норильского комбината, – будет многопрофильным инновационным образовательным учреждением. Концепция его предполагает, что уже с первого класса дети будут участвовать в построении индивидуальной образовательной траектории.
В новой школе не будет деления на физмат, биохим и гуманитарный класс – ученики смогут выбрать один из пяти сценариев обучения.
Это академический, инженерно-технологический, предпринимательский, социально-гуманитарный или «свободный»: для тех, кто еще ищет себя. Вообще, лицей станет «образовательной песочницей» для безопасных проб, экспериментов, рефлексии, свободного выбора каждого ребенка.
Образ инновационной школы сегодня проектирует команда «Школа высоких широт», в которую входят норильские учителя, преподаватели Заполярного госуниверситета, специалисты Агентства развития Норильска и Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России (РАНХиГС), представители фонда «Образование – обществу». К разработке концепции подключится и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», где на днях состоялся экспертный семинар по обсуждению модели лицея и уже существующих наработок.
Как отмечает директор Школы антропологии будущего, академик Александр Асмолов, очень важно создать школу не как здание, а как «институт взросления». Активное участие в своем образовании, возможности выбора личной траектории и совместных видов деятельности с созданием сообществ – все это должно воплотиться в лицее. Его особенностями будут проектная и исследовательская деятельность, клубные форматы, уникальная система оценки достижений учеников.
Кроме того, лицей станет социокультурным центром Норильска и центром передовых образовательных практик, которые планируется распространять в других школах города.
«Мы с огромным воодушевлением ждем строительства лицея имени Владимира Ивановича Долгих, а работу над его концепцией начали еще два года назад. С началом работы лицея мы ожидаем положительных изменений всего образования в городе. Мы хотим, чтобы наши дети получали еще более качественное образование, и чтобы о наших образовательных учреждениях узнавали далеко за пределами Норильска», – отметила заммэра Норильска по социальной политике Наталья Коростелева.
А самая амбициозная цель проекта – создать такую образовательную среду, чтобы семьи с детьми были готовы приехать в Норильск из других регионов.
Напомним, что сама реновация Норильска с реализацией крупных экологических проектов, строительством нового жилья, социальных объектов и благоустройством городских пространств также имеет целью значительно улучшить качество жизни в северном городе, чтобы привлечь новых специалистов – причем не как вахтовиков, а в качестве «новых норильчан».
В Норильске несколько лет назад начаты большие стройки: возводятся жилые дома и социальные объекты, обустраиваются общественные пространства. Это поможет создать современную комфортную среду для проживания людей
Эксперты ВШЭ во время семинара высоко оценили проект лицея имени В. И. Долгих и выразили готовность помочь с формированием его стратегии.
«Это, безусловно, амбициозный проект с сильной образовательной философией, – отметил руководитель Лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ Константин Серёгин. – Высшая школа экономики как центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов. При этом важно, что созданный механизм будет работать не только на Лицей им. В.И. Долгих, но и в интересах всей системы образования Норильска».
Фото: «Норникель», ВШЭ