Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проект перестройки Красноярского алюминиевого завода. Решение подтверждает качественную подготовку проекта и его готовность к реализации. Теперь слово за администрацией Красноярска.
Так выглядит макет будущего облика промышленного гиганта в Красноярске
Перестройка КрАЗа предполагает строительство двух новых современных корпусов и реконструкцию половины существующей инфраструктуры завода. Это позволит значительно снизить нагрузку на окружающую среду – уменьшить выбросы фторидов на 2/3 и практически исключить выбросы бензопирена.
Алюминиевый завод в Красноярске – один из крупнейших в мире. Его перестроят с переходом на наилучшую доступную технологию производства «крылатого металла»
«В новых корпусах КрАЗа мы будем производить алюминий по технологии предварительно обожженных анодов в новейших электролизерах РА-550. Их сборкой уже занимается подрядчик, это довольно трудоемкий и долгий процесс.
На обновленном производстве выбросы бензопирена снизятся до нулевых показателей, выбросы фторидов – уменьшатся более чем на 70%, что заметно улучшит состояние окружающей среды.
Новые корпуса будут гораздо более экологичными и в то же время более эффективными. Всего два корпуса по сути заменят ползавода», – прокомментировал Евгений Курьянов, управляющий директор АО «РУСАЛ Красноярск».
Почти половина старых корпусов КрАЗа будут снесены. На их месте появятся новые, но их будет меньше благодаря применению новой технологии
Проект был представлен общественности в 2022 году и получил положительную оценку у красноярцев. Затем его направили на государственную экологическую экспертизу и далее – в Главгосэкспертизу России.
Предполагается поочередное строительство новых сооружений, что позволит поэтапно отключать существующие корпуса и сохранить объемы производства на текущем уровне. На месте действующих корпусов ЭкоСодерберга №13‑16 построят одну серию электролиза, состоящую из двух корпусов.
Новое оборудование уже начали собирать в Красноярске. Всего предстоит смонтировать 352 анодных узлов и электролизеров РА-550. Эти устройства работают по технологии предварительно обожженных анодов, что позволяет удалить вредные летучие вещества еще до установки анода в электролизер
«В объем работ включены строительство и реконструкция почти 120 объектов основного и вспомогательного производственного назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры предприятия. Общая площадь проектируемых и реконструируемых зданий и сооружений составит более 239 тыс. кв. метров», – прокомментировала положительное заключение комиссии главный эксперт проекта, представитель Главгосэкспертизы России Елена Киселева.
Сами новые электролизеры обладают высокой степенью герметичности, а большинство технологических процессов в них автоматизировано
Главгосэкспертиза – последний этап независимой оценки проекта. Далее с учетом всех положительных экспертиз администрация Красноярска должна выдать разрешение на строительство, после чего станет возможным начало работ непосредственно на стройплощадке.
Схема перестройки КрАЗа:
Старт глобальной экологической модернизации в РУСАЛе объявил основатель компании Олег Дерипаска в 2003 году. КрАЗ стал первым заводом, на котором начали внедрять современные сухие газоочистки, технологию «Экологический Содерберг». Завод полностью перевели на эту технологию в 2020 году. Результатом той модернизации стало общее снижение выбросов предприятия на 38%, фторидов – на 76%.
И вот сейчас РУСАЛ реализует новую экологическую программу – перестраивает старейшие сибирские алюминиевые заводы. Благодаря новым технологиям выбросы фторидов в воздух Красноярска уменьшатся еще на две трети, а выбросы бензопирена (который ранее выделялся при обжиге анода в процессе самого электролиза глинозема) – сведутся к нулю.