Государственная историко-культурная экспертиза выдала отрицательное заключение на проведение работ по подготовке территории и строительству котлована станции будущего метро «Улица Карла Маркса». Причина – очередной археологический памятник под землей, «Красноярск. Поселение Геологическое», открытый в этом году.
Будущая станция метротрама «Карла Маркса» должна разместиться здесь – недалеко от пересечения с ул. Вейнбаума около большого транспортного пересадочного узла рядом с Коммунальным мостом
С некоторых пор любым строительным работам согласно законодательству предшествует историко-культурная экспертиза. И очередные выводы по объекту метро не удивляют: весь центр Красноярска стоит на культурных слоях древних эпох. Почти любые изыскания здесь приводят к любопытным находкам.
Этот участок в центре Красноярска со всех сторон окружен другими выявленными объектами археологического наследия. Поэтому неудивительно, что на его территории тоже нашли исторические артефакты
Экспертизу на Маркса проводили совсем недавно, в октябре, иркутские специалисты по заказу СФУ. Им требовалось определить, есть ли на земельном участке признаки объектов культурного (археологического) наследия.
Вот как выглядело это место в начале XX века
Станция скоростного метротрама – подземная – должна появиться в районе оживленного перекрестка города, между ул. Карла Маркса, 93 и 93а (на юге), Маркса, 62 (на севере), сквером Геологов (на западе) и Маркса, 56 и 73а (на востоке).
Площадь этого участка – около 2,6 гектара. На нем закладывали несколько разведочных шурфов.
Археологический шурф №18 на обследуемом участке
Территорию археологи начали обследовать частично в 2020 году, при корректировке проекта «советского» метро. Тогда в шурфе в сквере Геологов, в 8 м от стелы, нашли только предметы середины XX века.
В этом году заложили дополнительные шурфы, и сразу появились новые находки
Но уже в 2023 году в других шурфах обнаружились два культурных слоя,
что позволило выделить новый объект археологического наследия – «Красноярск. Поселение Геологическое».
Археологами выявлено множество артефактов: керамических, железных, костных
В первом, глубиной 40-100 см, нашли медную монету 2 копейки 1814 года, фрагменты посуды, обломки костей домашних животных, железные предметы, например, гвозди начала XIX века и последующего столетия. А во втором культурном слое, глубиной 100-120 см, – артефакты конца XVIII века, и в том числе остатки деревянных построек.
Общее число найденных предметов – 433, включая археологические и палеонтологические находки.
Границы отвода для строительства станции метро «Улица Карла Маркса» попадают в границы вновь выявленного объекта археологического наследия
Были установлены границы поселения, и в конце мая 2023 года оно было поставлено на госохрану. В итоге экспертиза делает вывод, что
пока на территории подготовка строительства котлована и «проведение земляных, строительных, … работ невозможны (отрицательное заключение)».
Так что теперь до строительства линии метро и обустройства котлована станции «Улица Карла Маркса» требуется разработать мероприятия по сохранению выявленного объекта «Красноярск. Поселение Геологическое».
Теперь перед метростроителями сюда снова должны зайти археологи – уже для полноценных спасательных работ
В Центре транспортной логистики Красноярского края, заказчике строительства, ДЕЛА пояснили, что
на графике строительства метро заключение не отразится.
«На месте будущей станции «Карла Маркса» потребовалось дополнительное обследование территории для увеличения площадки строительства. Теперь там проведут археологические спасательные работы. Далее строительство станции будет продолжено. На сроках строительства это не скажется», – прокомментировали нашему изданию в ЦТЛ.
Аналогичным образом спасать «черепки» пришлось и в районе будущей станции «Площадь Революции» (где без скандала не обошлось).
Ранее обширные археологические раскопки для начала строительства метро прошли на пл. Революции
Между тем, напомним, в Красноярск уже прибыл тоннелепроходческий комплекс, названный «Екатериной», который пробурит тоннель длиной 3,3 км к станции «Улица Карла Маркса» от станции «Улица Шахтеров». Благо на Взлетке (и также в Северо‑Западном) ни древние люди, ни «дореволюционные» красноярцы не жили.
А вот в центре Красноярска современным строительным и транспортным технологиям придется подождать, пока разберутся с очередными древностями.