В Красноярске завершена государственная историко-культурная экспертиза на площадке строительства конечной наземной станции первой очереди метротрама «Высотная» и электродепо. А на другой конечной станции – «Улица Шахтеров» – активно идут работы по подготовке котлована в ожидании прибытия тоннелепроходческого комплекса.
Депо и конечная станция разместятся в долине среднего течения руч. Серебряный – правого притока р. Бугач – правого притока р. Кача
Электродепо «Октябрьское» для поздемно-наземного метротрамвая Красноярска и конечную станцию первой линии собираются возводить там же, где начинали строительство предыдущего «советского» полноценного метро – в долине ручья Серебряный.
Общая схема расположения новой конечной станции метро в Октябрьском районе Красноярска
Однако теперь речь идет не о западной стороне (на месте осушенного пруда Пионерский), а о восточной – там, где сейчас располагаются рынок, гаражи, подъездные железнодорожные пути и заросли.
Точная схема расположения конечной станции о/п «Высотная» и будущего депо в Красноярске. Сами тоннели пойдут в сторону станции «Улица Копылова» сначала прямо под самой улицей
До начала подобного строительства необходимо было провести экспертизу на наличие либо отсутствие объектов культурного и археологического наследия.
Обследуемый участок для строительства метро общей площадью 19,3 га представляет собой широкий лог в долине ручья справа от главной дороги в Северо-Западный район Красноярска
Территория участка частично обследовалась в 2020 г., но полная экспертиза с дополнительно заложенными четырьмя шурфами была завершена только в сентябре этого года.
Перед закладкой шурфа в районе перекрестка ул. Высотной с пер. Телевизорным и ул. Крупской
Выводы археологов однозначны –
объекты культурного (археологического) наследия на территории этого земельного участка отсутствуют, проведение дополнительных археологических исследований не требуется. Проведение строительных работ возможно.
Таким образом, тех сложностей с археологией, что возникли при подготовке строительной площадки на станции «Площадь Революции», на «Высотной» появиться не должно – рыть можно спокойно.
Между тем на самой центральной станции после завершения археологических спасательных работ также должны приступить к непосредственному углублению под землю.
С археологическими работами на площадке будущей станции метро на пл. Революции Красноярска разбираются в суде
На другой конечной станции Красноярского метро – на ул. Молокова – вовсю идут работы по подготовке первого котлована, с которого и начнут подземную проходку со Взлетки в сторону исторического центра.
Подготовка котлована на ул. Молокова – отсюда начнут «вгрызаться» в землю
Между тем в Красноярск уже едет первый тоннелепроходческий механизированный комплекс Robbins EPB-2015-371. Ранее он много где работал при строительстве метрополитена Москвы.
Погрузка EPB-2015-371 «Елена» с временной базы хранения ТПМК «Кленовый Бульвар» в Москве на грузовики для отправки в Красноярск
ТПМК разобрали, погрузили на тралы и отправили в Сибирь. Теперь с помощью «Елены» (такое неформальное название имеет этот проходческий щит) БТС-Мост будет прокладывать восточную подземную часть тоннелей красноярского метротрамвая.
Подготовка площадки для монтажа тоннелепроходческого комплекса
ТПМК может обеспечивать скорость проходки до 500 метров в месяц. Таким образом, если использовать два таких щита и идти с двух сторон (от «Высотной» и «Шахтеров» в сторону пл. Революции), то все 11 км тоннелей Красноярского метро можно прорыть за два с небольшим года.
Еще материал по теме:
Фото: Светлана Лейзаренко, Nate River, Сергей Еремин