Красноярский алюминиевый завод находится «на низком старте» перед масштабной перестройкой. Проект уже проходит главгосэкспертизу, а после будет этап получения разрешения на строительство – и затем РУСАЛ приступит к строительству буквально нового КрАЗа. Но компания уже давно занимается повышением экологической безопасности предприятия. Показываем, как изменился КрАЗ за последние десятилетия и каким он станет.
Алюминиевый завод в Красноярске будет перестроен с переходом на наилучшую доступную технологию производства «крылатого металла»
Красноярский алюминиевый завод – один из крупнейших в мире. Его построили в далеком 1964 году, а в 2004 году РУСАЛ начал его модернизацию по инициативе основателя компании Олега Дерипаски.
По программе экомодернизации построили газоочистные установки и начали переводить электролизеры на «Экологический Содерберг» – наилучшую доступную технологию, которую разработали инженеры РУСАЛа.
Изменения от внедрения технологии первыми смогли ощутить сотрудники – корпуса электролиза внутри теперь хорошо просматриваются от торца до торца, а раньше рабочее пространство было в дыму.
Полный переход КрАЗа на «ЭкоСодерберг» произошел в 2021 году. РУСАЛ вложил в модернизацию завода $74 млн.
Это дало снижение фторидов на 75%.
Технология «ЭкоСодерберг» была тиражирована на предприятия в Братске, Новокузнецке, Иркутске.
А в 2021 году на КЭФ РУСАЛ заявил о новой экологической программе – перестройке КрАЗа без остановки производства.
Если говорить просто: половину КрАЗа снесут и построят всего два корпуса, равные демонтированным по мощности, но намного экологичнее и энергоэффективнее.
Макет перестройки КрАЗа
В двух новых корпусах будут использовать на 100% герметичные электролизеры РА-550, разработанные РУСАЛом и получившие признание у мировых экспертов.
Оборудование работает по технологии обожженных анодов – самой современной технологии производства алюминия в мире.
Богучанский алюминиевый завод рядом с пос. Таежный в Красноярском крае
Сейчас на КрАЗе используют аноды, которые постепенно обжигаются внутри электролизеров, в процессе горения выделяется бенз(а)пирен, а после перестройки аноды будут производить и предварительно обжигать на специальной анодной фабрике. Такой вариант экологичнее и эффективнее, при этом потребление электроэнергии снизится примерно на 15%.
По новой технологии после перестройки будет работать 50% производства. Это полностью сократит выбросы бензопирена и на две трети – фторидов.
У РУСАЛа уже есть успешный опыт строительства заводов с технологией предварительно обожженных анодов – в п. Таежный Богучанского района и в Тайшете. Там построены новейшие алюминиевые заводы.
Богучанский алюминиевый завод – современное предприятие с электролизерами с высокой степенью герметизации, которые работают на обожженных анодах
Они работают на электролизерах РА-300 и РА-400, в которых используют обожженные аноды. Для производства таких анодов в Тайшете построена анодная фабрика.
Проект перестройки КрАЗа прошел общественные слушания и экоэкспертизу, а сейчас находится в Главгосэкспертизе.
Видео начала демонтажа старых корпусов Красноярского алюминиевого завода:
До конца года должна начаться большая перестройка КрАЗа. Сначала возведут две половинки новых корпусов, параллельно с запуском новых электролизеров начнется отключение мощностей и демонтаж 11 старых из 23.
На их месте появятся склады, вспомогательные объекты. Также на освободившихся площадях РУСАЛ вместе с сотрудниками планирует создать парк.