Для строительства трамвайной инфраструктуры в Красноярске по заключенному с компанией «Мовиста» концессионному соглашению существуют препятствия – по мнению депутатов, реализация планов противоречит Земельному кодексу. В связи с этим был отправлен запрос в генеральную прокуратуру.
Концессионер, «Мовиста Регионы», занимается развитием наземных трамваев в крупных российских городах. Он же должен построить и ветку в Солнечный
Напомним, соглашение о развитии трамвайной сети краевого центра было подписано между городом, краем и компанией «Мовиста Регионы Красноярск» в начале марта. Модернизация трамвайной сети со строительством новых линий оценена в 23 млрд рублей.
Предполагается переложить 16 км путей, построить 15-километровую ветку в Солнечный, новые подстанции, а также закупить 50 современных трамваев. Проект рассчитан на три этапа, а
запустить трамваи до Солнечного планируется уже в конце 2025 года,
ранее пояснял теперь уже экс-гендиректор компании «Мовиста Регионы» Александр Советников.
Старые пути в Красноярске по пр. им. газеты «Красноярский рабочий» будут переложены
На первом этапе намечена реконструкция линии на Красрабе, на втором – прокладка путей на левый берег Красноярска – через Октябрьский мост и ул. Авиаторов, в районы ул. Молокова и 9 Мая вплоть до Северного шоссе.
На третьем этапе должна быть построена ветка в Солнечный, которая пройдет за кладбищем Бадалык до пр. 60 лет Образования СССР и далее до разворотного кольца на Молодежном проспекте.
Однако, по мнению депутатов,
реализация проекта может встать в связи с тем, что часть планов противоречит Земельному кодексу.
«Действующая редакция статьи 49 Земельного кодекса не допускает изъятия участков под строительство трамвайных путей и сопутствующей инфраструктуры, что делает невозможной реализацию концессионного соглашения. Между тем львиная доля путей, которые должен проложить концессионер, находится на частной земле», – зачитал запрос в адрес генерального прокурора России Игоря Краснова депутат горсовета Красноярска Роман Крастелев.
Таким планируется поэтапное обновление трамвайной сети в Красноярске – начнут с Красраба, затем проложат ветку по Октябрьскому мосту, а на завершающем этапе протянут ее в Солнечный
В статье 49 действительно сказано: «Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции таких объектов, как… объекты федерального транспорта, … а также объекты транспорта… регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
Значительная часть территории Солнечного и окрестностей – это частная собственность, и нужно будет решать вопросы с хозяевами земельных участков
Красноярский трамвай – транспорт городской, а «другие возможные варианты строительства» есть всегда. Так что если следовать букве закона, трамвайные пути действительно могут упереться в преграду в виде частной собственности.
По мнению инициаторов обращения в генпрокуратуру, средства бюджета на проект концессии могут быть потрачены неэффективно. Тем более, что к нему и ранее были замечания прокуратуры края и Счетной палаты.
По заключенному с мэрией Красноярска соглашению к строительству трамвайной линии в Солнечный должны приступить уже менее чем через год. Но, по всей видимости, в адиминистрации до сих пор нет ясности, где точно она пройдет. И совсем не учитывается время, которое уйдет на весьма вероятные судебные тяжбы по изъятию участков
Станет ли действующий порядок изъятия земель под строительство трамвайных линий препятствием для реализации проекта, ДЕЛА попросили пояснить департамент транспорта администрации.
«На сегодняшний день в документах транспортного и градостроительного проектирования Красноярска
предполагается размещение трамвайной линии в створе улично-дорожной сети», – ответили в дептрансе.
По информации, полученной нашим изданием, трамвайные пути могут заложить, например, в створе спроектированной автомобильной дороги в Солнечный. А с изъятием земель под дорогу проблем возникнуть не должно – в той же 49-й статье ЗК участки можно забирать под автомобильные трассы в том числе местного значения.
Разговоры о новой большой дороге от многоуровневой развязки ул. Авиаторов и Северного шоссе, идущей по «задворкам» кладбища Бадалык в Солнечный, ведутся уже много лет. По идее, ее строительство логично совместить с прокладкой трамвайной линии
Что касается направления обращения в генпрокуратуру, в департаменте транспорта отметили:
«Мы не можем комментировать работу правоохранительных органов. Если такой запрос в прокуратуру действительно поступит, то она сама даст оценку тезисам, изложенным в этом запросе».
Если трамвай пойдет в створе автодороги, проблем с изъятием земель быть не должно
Еще один риск, о котором упомянули на сессии горсовета, заключается в том, что в отношении гендиректора «Мовисты» Александра Советникова возбуждено уголовное дело о получении взяток в крупном размере. Топ-менеджер был задержан в Ярославле, где также заключен договор концессии о развитии трамваев (сейчас у компании уже новый гендиректор – Максим Дьяконов).
Мэрия Краснояска: все идет по плану, через полтора года трамваи поедут по Октябрьскому мосту через Авиаторов до Северного шоссе
В мэрии в связи с произошедшим ДЕЛА ранее заверяли, что все идет по плану – ведется подготовка нужной документации. К реальным работам «Мовиста» должна приступить осенью.
Фото: «Мовиста Регионы»