Минтранс РФ предложил запустить пилотные поставки угля по Енисею через Северный морской путь в страны Азии из портов Красноярска и Лесосибирска. По расчетам ведомства, в крае соблюдены все требования для такой логистики.
Северный морской путь обычные транспортные суда проходят при сопровождении ледоколов
Минтранс считает, что поставки угля по Севморпути из Красноярского края в Юго-Восточную Азию можно начать уже в текущем году. Инициатива была высказана на заседании президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики.
Енисейские порты
На самой полноводной реке России – Енисее – расположены три ключевых порта: Красноярский речной порт, Лесосибирский порт и Дудинский морской порт. Все три принадлежат структурам «Норникеля». По Севморпути перемещаются большие объемы грузов для реализации инвестиционных проектов на севере края, а по реке жителям Заполярья везут жизненно необходимые товары.
Красноярский речной порт состоит из трех специализированных грузовых районов с пропускной способностью около 4 млн тонн. Здесь и сейчас осуществляется перевалка угля для доставки в северные районы Красноярского края
К двум речным портам подходит железная дорога – через Красноярск ведет основной ход Транссиба, а до Лесосибирска идет ответвление от станции Ачинск.
Лесосибирский порт может принимать и отправлять более глубоко сидящие суда, потому что расположен на Енисее ниже впадения в него полноводной Ангары
Таким образом, твердое топливо, добытое в Кузбасском угольном бассейне, Хакасии и на месторождениях КАТЭКа, в Красноярском крае в период северной навигации (с конца мая до октября) может напрямую вывозиться к енисейским речным портам – чтобы не гнать многочисленные эшелоны с углем буквально через половину России. Такая транспортная схема позволит снизить нагрузку на восточную часть Транссибирской магистрали и БАМ.
Транспортная схема юга Енисейской Сибири – указаны железные дороги и речные пути
Порт Дудинка, расположенный ниже на Енисее, способен принимать уже полноценные морские суда. Сам по себе он работает в круглогодичном режиме – его функционирование обеспечивают как портовый, так и атомный ледокольный флот. Но на «плече» от Красноярска до Дудинки навигация из-за ледостава прерывается на 6-7 месяцев.
Дудинский порт функционирует круглый год с помощью ледокольного флота, который поддерживает фарватер через Енисейский залив до Карского моря и при необходимости осуществляет проводку судов
Кроме того, в Енисейском заливе около Диксона идет строительство еще двух крупных морских портов – «Бухта Север» проекта «Восток Ойл» от Роснефти и грузового угольного терминала «Енисей» проекта «Северная звезда» от AEON. Последний проект ориентирован на разработку и вывоз запасов Сырадасайского месторождения Таймырского угольного бассейна.
В устье Енисея начато строительство еще двух грузовых морских портов
В данный момент в Минтрансе реки Сибири рассматривают как вариант решения логистических проблем Восточного полигона. Кроме того, они позволят увеличить грузопоток по Северному морскому пути и снизить себестоимость перевозок.
«Минтранс России предложил рассмотреть использование инфраструктуры речных портов Красноярск и Лесосибирск для погрузки угля на речные суда с дальнейшей доставкой груза в морской порт Дудинка для перегрузки на морские суда и морской перевозки через акваторию Севморпути», – рассказали подробности в пресс-службе аппарата полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.
Проводка судна по Севморпути с помощью атомного ледокола «Сибирь»
Отмечается, что пилотные поставки можно организовать уже в навигацию 2023 года.
Предварительные расчеты показывают, что стоимость логистики удовлетворяет требованиям угольной компании. Кроме того, по Енисею, как считают в Минтрансе, а далее по Севморпути можно перевозить не только уголь, но и пиломатериалы из порта Лесосибирск. Сейчас их логистика организована также через Восточный полигон – по железной дороге в КНР и другие страны ЮВА.
Развитие событий:
Фото: Енисейское пароходство