Чистый воздух сибирских городов – проблема федерального масштаба. На днях в Москве состоялось заседание Общественной палаты России, на котором активисты и экологи пытались проанализировать, почему буксует проект «Чистый воздух» (часть нацпроекта «Экология»). Решение о его реализации было принято еще в 2018 году. Но за четыре года красноярцам, минусинцам, назаровцам и жителям других городов края дышать легче не стало.
Проблему загрязнения воздуха в Красноярске и городах края обсудили
в Общественной палате РФ
Общественная палата провела круглый стол «Общественная приемлемость результатов федерального проекта «Чистый воздух», чтобы подвести промежуточные итоги проекта, а затем сформулировать и направить свои предложения по дальнейшей экологической работе в Совет Федерации и Госдуму.
Загрязнение воздуха в Красноярске и малых городах края – проблема комплексная. Край – регион с высокоразвитой промышленностью, а по автомобилизации краевой центр всегда был одним из лидеров среди больших городов. В последние годы, однако, многие компании делают серьезные шаги к улучшению экологической ситуации, ведут открытую политику и модернизируют производства.
Усилия промышленников отметила на недавнем экологическом форуме глава Росприроднадзора Светлана Радионова: по ее словам, со стороны промышленных предприятий виден контроль за состоянием окружающей среды.
«Две недели назад я была модератором круглого стола, где выступили сразу два представителя промышленных компаний Красноярска. Хочу отметить добровольный отчет РУСАЛа», – сказала руководитель.
Подчеркнул усилия компании в этом направлении и директор экологической организации «Зеленая дружина» Артем Речицкий.
«Спасибо РУСАЛу за отклик, за организацию совместных замеров воздуха, – сказал он. – Очень важно, когда сами предприятия, крупный бизнес идут навстречу жителям».
Однако экологических мероприятий крупных производственных компаний недостаточно, чтобы воздух Красноярска и других городов стал чистым.
Ведь одним из главных источников смога, накрывающего территорию, каждую зиму становится дым от угольных теплоисточников. И хотя власти пытаются решить эту проблему, особых надежд на улучшение ситуации питать не стоит, пока Сибирь не получит экологичное «голубое топливо» – газ.
Сегодня сибирские города отапливаются углем, причем при значительной доле частного сектора и малых котельных самые вредные выбросы концентрируются внизу, над улицами города. Достаточно в морозы прогуляться где-нибудь по Николаевке, Покровке или совершить выезд в пригородный поселок, например, Емельяново или Березовку: запах сжигаемого угля висит там на протяжении всей зимы, а дым даже затрудняет видимость. Выдуть смог помогает только сильный ветер – режим неблагоприятных метеоусловий, когда ветра нет, объявляют с началом отопительного сезона порой дважды в неделю.
Режим НМУ зимой объявляют чаще: печи частного сектора и ТЭЦ дымят круглосуточно
«В НМУ в Красноярске по-прежнему нечем дышать. В осеннее и зимнее время к выбросам от промышленных предприятий и автотранспорта добавляются выбросы от частного сектора, который отапливается углем», – отметил на заседании Общественной палаты руководитель Красноярского отделения Российского экологического общества Павел Гудовский.
В самом Красноярске более 14 тысяч частных домовладений, а в городах на юге края это основная часть жилого фонда. В Минусинске, например, нет ни заводов, ни скопления автомобилей, но экологическая ситуация еще похуже, чем в краевом центре.
Выход один – отказ от отопления домов бурым углем, самым дешевым, но и самым токсичным теплоносителем. И тут, как известно, существуют разные варианты.
В 2022–2023 годах Красноярск получит на реализацию мероприятий «Чистого воздуха» 2 млрд рублей, и часть этих средств, около 900 млн рублей, должны пойти как раз на перевод отопления частных домовладений с угольного на более экологичные виды топлива. В правительстве края уже анализировали, каким образом можно это сделать. Во-первых, установить в домах оборудование для отопления электричеством: федеральных денег на это хватит. Но цена электроэнергии такова, что перевод на этот вид топлива выльется впоследствии в ежемесячную неподъемную сумму для жителей. Это будет как минимум в 1,5 раза дороже, чем отапливаться углем.
Другой вариант – подключить частный сектор к отоплению от ТЭЦ. Но станции работают на тех же угольных источниках. Наконец, дома можно по желанию их владельцев перевести на автономное газовое отопление. Но у этого решения множество недостатков: под газгольдеры требуется место, а само подключение к такой системе обходится почти в 1 млн рублей. Да и цены за пользование газом окажутся запредельными: до 70 тыс. рублей на зиму против 40 тыс. при отоплении обычным углем.
Словом, по-настоящему, кардинальным образом улучшить ситуацию поможет только переход на централизованное газоснабжение.
Напомним, край, по последним данным, может получить газ из экспортного магистрального газопровода «Сила Сибири – 2». Но пока по этому объекту еще только идут предпроектные работы, и в лучшем случае газ придет в города и поселки только к 2030 году.
Вся надежда на «Силу Сибири – 2», но ждать придется долго
Чтобы ускорить процесс, экологи предлагают актуализировать Региональную программу газификации, включив в нее мероприятия по обеспечению Красноярска, центральных и южных районов края из месторождений, которые находятся на территории региона. Если власти всерьез займутся этим вопросом, а «Газпром» пойдет навстречу, дышать красноярцам станет легче.