В России собираются принять поправки к закону о рекламе и создать единого оператора цифровых рекламных конструкций. По мнению ряда экспертов и участников рынка, это откатит общество и технологии к началу века.
Против закона высказались ФАС, Минпромторг, «Сбер», «Яндекс» и многие другие. Почему закон наделал столько шума, рассказал генеральный директор «Авито» Владимир Правдивый в интервью «Ленте.ру».
По его словам, закон, если принять его в текущем виде, станет «необоснованным наказанием» для компаний, айтишников и всей экономики. Директор «Авито» отметил, что ФАС уже вынесла отрицательную рекомендацию, поскольку законопроект исключает любую конкуренцию.
«Из-за того, что в одном законопроекте смешали абсолютно разные по типу бизнеса модели – рынки цифровых продуктов, электронных объявлений и наружной рекламы, принятие этого закона приведет к закрытию таких сервисов, как «Авито». И на что бы он ни ориентировался изначально, это окажет критически негативное влияние не только на индустрию. «Авито» ежемесячно используют 56 миллионов россиян, а значит, последствия этого закона коснутся каждой российской семьи. Сложно встретить человека, у которого нет аккаунта на «Авито», – прокомментировал Владимир Правдивый.
Со вводом единого оператора, говорят авторы законопроекта, повысится безопасность. Однако Правдивый считает, что инициатива дублирует уже действующее законодательство, поскольку индустрия и так значительно зарегулирована.
«Все компании индустрии, включая «Авито», сотрудничают с регуляторами по всем законодательным инициативам. Так, мы первыми на рынке совместно с Минцифрой интегрировали в платформу услугу по верификации пользователей через Госуслуги с помощью приложения «Госключ». Для этого мы прошли и регулярно проходим все необходимые проверки. Принятие поправок в закон и запрет классифайдов (классифайд – ресурс с объявлениями от физических и юридических лиц с различными предложениями, сгруппированными по темам) будет означать, что будут наказаны добросовестные компании, которые всегда соблюдали законодательство. Де-факто это обесценивает усилия государства по росту законопослушности бизнес-среды», – сказал он.
При этом, считает Владимир Правдивый, существует опасность для пользователей: с проверенных сайтов и приложений объявлений их вытолкнут в мессенджеры, где можно попасть на кого угодно.
«Закрыть «Авито» — это ухудшить жизнь людей и откатиться к тому, с чего они начинали десятки лет назад – фигурально заставить клеить объявления на подъездах и отдать их в руки мошенников», – отметил он.
Наконец, считает Владимир Правдивый, нельзя сосредотачивать все процессы в одном месте – однако с созданием единого оператора это как раз произойдет.
«Это не безопасность, это уязвимость. Помимо ущерба для здоровой конкуренции, это еще и риск складывания всех яиц в одну корзину. Это недальновидно и подвергает риску как безопасность, так и защищенность данных миллионов пользователей», – отметил директор компании.
В «Авито» считают, что регулирование классифайдов нужно исключить из текста законопроекта.